Майк Флэнеган стал синонимом ужасов, но его сериалы также в значительной степени обыгрывают темы, характерные для классической готической литературы и «Падение дома Ашеров» не исключение. Для кого-то ужасы и готика понятия взаимозаменяемые, но Флэнеган тщательно вплетает их в любой сценарий от «Призраков дома на холме» до «Полуночного клуба». Мрачная обстановка, места с привидениями, сны и кошмары, эмоциональная и психическая нагрузка, пелена тайны, темная и бурная ночь превращают обычную историю ужасов в готическую. Готический ужас ответвление более широкого направления романтизма появился в 1760-х годах, но Эдгар Аллан По впоследствии стал фигурантом готической фантастики в Америке. Вполне логично, что Флэнеган, вдохнувший новую жизнь в произведения Ширли Джексон и Генри Джеймса, в своей следующей экранизации возьмется за одного из современных прародителей жанра.

На первый взгляд, «Падение дома Ашеров» Флэнегана не является воплощением готики. Это история о фармацевтическом магнате и его семье, в которую входят все от игромана до декоратора тортов, но это лишь маска всей истории. Под глянцевой поверхностью, напоминающей скорее «Наследников», видно, что он полностью принял все, что оставил По. Смешивая современность с эпохой романтизма, он сумел наложить свою уникальную манеру на любимые истории.

Майк смело подходит к произведениям Аллана По, и это работает

Падение дома Ашеров

Концепция «Падения дома Ашеров» проста, но, несмотря на то, что сериал носит то же название, что и новелла, не стоит ожидать, что он будет следовать ей дословно. Родерик Ашер (Брюс Гринвуд) генеральный директор могущественной фармацевтической компании, на которую обрушиваются скандал за скандалом. Несмотря на то что он нажил свое состояние на опиоидном кризисе, морально обанкротившийся Родерик недавно пережил более личную трагедию: все шестеро его детей умерли, один за другим, быстро и почти все ужасающим образом.

И вот в одну из темных и бурных ночей Родерик звонит К. Огюсту Дюпену (Карл Ламбли), следователю, пытавшемуся заставить его ответить за преступления его компании, и просит о встрече для беседы. Из этих разговоров мы узнаем, как погибли все его дети, и раскрываем тайну дома Ашеров.

Отсылки к творчеству По присутствуют в каждой серии. Фармацевтическая компания носит имя Фортунато, есть отсылки к фильмам «Маска красной смерти» и «Аннабель Ли», а также постоянные образы ворон, есть даже персонаж по имени Ленор (Кайли Курран). Но сама история кажется целостной, несмотря на то, что в ней присутствуют элементы всех произведений По. Для тех, кто является его поклонником, можно найти множество отсылок и обратных связей, сериал представляет собой сокровищницу историй писателя. Для обычных зрителей не возникает ощущения, что сериал пытается подмигнуть зрителям, указывая на отсылки, которые могут быть непонятны с первого взгляда.

Прежде всего «Падение дома Ашеров» это семейная драма

Падение дома Ашеров

Сердцем истории является неблагополучная семья Ашеров. Старшие дети Фредерик (Генри Томас) и Тамерлан (Саманта Слоян) это дети бывшей жены Родерика, вышеупомянутой Аннабель Ли (Кэти Паркер), а четверо младших, Викторина Лафуркад (Т’Ниа Миллер), Наполеон Ашер (Рахул Коли), Камилла Л'Эспанайе (Кейт Сигел) и Просперо Ашер (Сауриан Сапкота) являются незаконнорожденными. Все они существуют в разной степени испорченности: кто-то нашел отца ближе к совершеннолетию, а кто-то попал в семью, когда был еще совсем маленьким. Между детьми существует активная вражда, которая усугубляется благодаря деньгам. Они соперничают и язвят друг с другом, а когда они начинают умирать, вряд ли можно сказать, что кто-то из них скорбит. В сериале становится ясно, что, хотя Родерик в той или иной мере признал всех своих детей, в доме нет тепла и любви.

На стороне Родерика его сестра-близнец Мэдлин (Мэри Макдоннелл), еще более хитрая и проницательная особа, которая, похоже, крепко держит в руках бразды правления и свои эмоции, и компанию. Есть еще Джуно (Рут Кодд), молодая жена Родерика, отношения которой с Родериком проблематичны, и не только из-за их огромной разницы в возрасте. И наконец, "человек в тени" Родерика и Мэдлин грозный и предприимчивый Артур Пайм (Марк Хэмилл), который является не только адвокатом, но и своего рода разнорабочим для семьи, он знает о всех скелетах в шкафу и о том, где зарыты тела.

Несмотря на наличие одной основной истории, связывающей все остальные, каждая серия посвящена конкретным случаям смерти детей Родерика, давая зрителю возможность заглянуть в их жизнь и показать, как они погибли. Все эти трагические события связываются воедино сторонним персонажем, который постепенно пробивает себе дорогу в центр повествования: Карла Гуджино в роли очаровательной и угрожающей девушки по имени Верна. Она одна из самых интересных актрис, за которыми приятно наблюдать на экране, она обладает неземной харизмой и зловещим видом. Она также является своего рода предвестником, которого мы постепенно начинаем понимать все больше с каждой последующей серией. Наряду с Гуджино, МакДоннелл, Хэмилл и Ламбли помогают поддерживать сериал, играя очень и очень разных персонажей.

Главная загадка, к которой движется сериал, определяется отношениями Родерика со своими детьми, отношениями детей друг с другом и их отношениями с общественностью и миром. Несмотря на большой состав актеров (как обычно, в стиле Майка Флэнегана), узнать и понять каждого члена семьи довольно легко и хотя Родерик отдаляется от своих детей, в отношениях с одним человеком он проявляет мягкость, это его внучка Ленор. Несмотря на все усилия, Родерик вовсе не такой уж холодный человек, каким кажется вначале, и от этого его вина и депрессия из-за потери детей становятся еще более мучительными.

Сериал уходит корнями в ужасы

Падение дома Ашеров

Предыдущие телепроекты Флэнегана отличались большей сосредоточенностью на эмоциональной стороне истории, в частности, «Призраки усадьбы Блай», но «Падение дома Ашеров» в значительной степени опирается на свои хоррор-корни. Он известен своей неприязнью к внезапно появляющимся страшилкам, даже пошутил над этим в «Клубе полуночников», когда в одну сцену впихнул 21 скример, чтобы поставить рекорд Гиннесса. В основном он полагается на атмосферу и медленное нагнетание ужаса и тайны.

Однако «Падение дома Ашеров» это, пожалуй, самый традиционный его сериал ужасов. В каждой серии есть пугающие моменты, которые часто происходят неожиданно, а не нарастают по ходу действия. Это не отменяет достоинств сериала все эти сцены они не просто так, а привносят элемент уязвимости в характер Родерика. В сериале удачно обыгрывается все: от кровавого ужаса до психологического и хоррора, благодаря чему он ощущается не только как адаптация произведений По, но и как дань уважения некоторым из лучших поджанров ужасов.

Где он спотыкается, так это в попытках сбалансировать слишком многое. Сериал является загадкой убийства, но в нем есть фармацевтический элемент, и юридический, и включение сверхъестественного, не говоря уже о различных флэшбэках и временных перемещениях. Создается впечатление, что Флэнеган вращает тарелки и пытается удержать их в равновесии. Удается ли ему это вопрос спорный. Есть попытка прокомментировать опиоидный кризис, а также феминизм, который окружает женщин и бизнес, но у сериала не хватает времени, чтобы погрузиться в суть этих проблем. Вместо этого они выступают в роли декораций для и без того переполненного сюжета.

У каждой из героинь Ашера есть свои проблемы, но времени на их изучение просто не хватает. Один из персонажей неверен своему партнеру, другой борется за свое место в семье, третий за брак, построенный на неравенстве. Создается впечатление, что сериал лишь слегка затронул некоторые из них, а ведь о многих персонажах можно было бы написать целую серию, посвященную только ему одному. Несмотря на несколько раздутый сюжет, «Падение дома Ашеров» получился достаточно жутким, Флэнеган в очередной раз продемонстрировал свои способности как рассказчика ужасов и в конечном итоге построил историю на сильных, сложных эмоциях, которые не просто заставляют сердце биться.