Обращаем ваше внимание на первый художественный сериал National Geographic с Джеффри Рашем в главной роли. История жизни выдающегося человека

Человек с усами, грустными глазами спаниеля и всклоченными волосами, открывший человечеству, что время не абсолютно и все относительно, представлен сразу в двух временных срезах. Молодой Альберт Эйнштейн в исполнении Джонни Флинна конца 19 – начала 20 века, учеба в Цюрихском политехникуме, скучная работа клерка в патентном бюро, 1905 – «год чудес», признание, время исканий и света. И более знакомый зрителю пожилой Эйнштейн, которого играет Джефри Раш, в Берлине 30-х.

Таким образом «Гений» по бестселлеру Уолтера Айзексона «Эйнштейн: его жизнь и Вселенная» — не только добротный биографический сериал телеканала National Geographic об ученом, но и о некоем космологическом цикле. Строительство космоса из хаоса, затем замыкание цикла и возвращение к тотальной энтропии. Светлые кадры «прекрасной эпохи» — времени победоносного шествия прогресса, молодой Альберт еще только борется с консервативной академической средой за признание, а в Цюрихе, флагмане науки и образования, кипит жизнь. Вся Европа взбудоражена новыми научными и социальными прорывами. Знакомые мало-мальски образованному человеку имена — Пьер и Мария Кюри, Марсель Гросман, Филипп Ленард, Франц Кафка, Карл-Густав Юнг. Некоторые появляются и исчезают, другие остаются в кадре надолго. Разумеется, этот завороженный идеей всесильности человеческого разума мир, рано или поздно примет в свои объятия гения. Но сериал, начавшийся с убийства Вальтера Ротенау и марширующих по Берлину штурмовиков, намекает, что впереди сползание Европы во тьму нового варварства.

Эрцгерцог Франц Фердинанд еще не застрелен в Сараево, а Альберт уже понял, что власти Германии, куда он эмигрировал по личным обстоятельствам, наукой интересуются скорее в военно-прикладных целях. Его близкий друг Фриц Габер разрабатывает способ боевого применения хлора и фосгена для газовых атак — визитной карточки этой войны, а также «Циклона Б», ставшего печально известным уже во время следующей кампании. Эйнштейн как убежденный пацифист и гуманист отказывается участвовать во взаимном истреблении народов во время Первой мировой. Только, грустная ирония судьбы, как мы уже знаем, в 1939 году он направит знаменитое письмо президенту США Рузвельту, ставшее одним из основных поводов развертывания Манхэттенского проекта и создания ядерной бомбы. О чем будет жалеть всю жизнь.

Но физика скорее фон (как признавался один из режиссеров проекта, Рон Ховард, он так и не понял теорию относительности). Человек гораздо интересней — хотя главный герой бы ни за что не согласился с этим утверждением. Эгоист и альтруист. Блестящий ум, беспомощный, как ребенок в бытовых вопросах и взаимоотношениях с окружающими. Физик-теоретик и человек любивший жизнь, музыку и женщин. Почти герой эпохи Возрождения, которая задохнется в залпах артиллерии, и закончится уже Холодной войной. «Вселенная Эйнштейна» состоит из парадоксов и сплошной неопределенности, как и эпоха в которую он жил. Как только ему становится что-то понятно, то дальше ясно, что непонятно уже нечего. Причем в людях, как неоднократно подчеркивается в сериале и самим Эйнштейном и устами других персонажей, для гения загадочного и необъяснимого больше, чем во всей Вселенной. Он изменил наши представления о гравитации, пространстве и времени, но не только не может остановить ход событий, как обещал когда-то в запале юношеского максимализма — он даже не способен предотвратить падение в пучину безумия собственного сына. Просто человек, и есть Вселенная, которую не могут описать ни механистические законы Ньютона, ни психоанализ Фрейда. Профессор Эйнштейн указывает на голову, имея в виду мозг, а доктор Юнг прикладывает руку к груди, подразумевая душу. Но и они не могут объяснить и осмыслить все то, что произошло в первой половине ХХ века. Всемогущий и бессильный человеческий разум, маленькая модель Вселенной, уместившаяся в голове гения.