Скандалы, интриги, престолонаследования


Елизавета Йоркская, связанная кровными и семейными узами сразу с пятью английскими королями, вниманием режиссёров не избалована. Очевидица Войны роз, супруга первого монарха из династии Тюдоров и мать Генриха VIII-го, скандально известного своей слабостью к женскому полу и к отрубанию голов, оставила в истории лишь скромный девиз — «смиренная и преданная». Зрелищного шоу на таком фундаменте не построишь, поэтому создатели сериала решились на собственную трактовку образа.


«Белая принцесса»: рецензия на 1 сезон


Наследница династии Белой розы в исполнении Джоди Комер не лишена шипов, проницательна и способна на решительные поступки. За восемь эпизодов она не просто расцветает как женщина, но и превращается в полноправного монарха рядом со своим слабовольным мужем. Сериал охватывает примерно десять лет с момента заключения политического брака между Генрихом VII-м Тюдором и Елизаветой Йоркской и, как и полагается, пестрит дворцовыми интригами, покушениями на жизнь и тайными сговорами. Однако, в отличие от большинства исторических проектов, в «Белой принцессе» главными действующими лицами являются женщины, их скрытая общественному глазу роль в политических событиях. Неоднократно в диалогах звучит фраза: «Мужчины слабы, красота кружит им голову. Женщины должны быть сильнее». Этот явный феминистский лозунг подкрепляется и сценарием: мужчины оказываются либо марионетками, либо жертвами в обманчиво ласковых руках своих супруг и матерей.



Помимо самой Елизаветы Йоркской, на экране развиваются судьбы и других женщин у трона. Мать короля Маргарет Бофорт скрывает страшную тайну, на что ей пришлось пойти, чтобы привести сына к власти. Мать принцессы Елизавета Вудвилл не теряет надежды вернуть английский престол и плетёт заговоры, словно паучиха в тёмном углу. Кузина Елизаветы Маргарет Плантагенет меняет платье серой мышки на мантию серого кардинала, а из Испании и Франции тянутся сети меркантильной Изабеллы Кастильской и обиженной на весь мир герцогини Бургундской. Для такого количества женских образов в актёрском составе слишком мало харизматичных, сильных актрис, способных не потеряться на фоне бархатной мебели и вышитых золотом платьев. Джоди Комер отчаянно пытается казаться царственной белой розой, но остаётся бледной, пусть и закалённой невзгодами, ромашкой. Мишель Фэйрли, легко узнаваемая после «Игры престолов», так и не избавляется от тени Кейтлин Старк. Эсси Дэвис, пожалуй, единственная в труппе актриса кино, а не сериалов, задыхается на вторых ролях — подобно своей героине, запертой в башне.



Мужских характеров — так же как и мужских развлечений — в «Белой принцессе» совсем мало. Генрих VII-й в исполнении Джейкоба Коллинза-Леви разве что неплохо смотрится в короне и мантии, в остальном же прячется за юбками матери и жены. Ни зрелищными баталиями периода Войны роз, ни динамичными сценами охоты, ни кровавыми подробностями казни самозванцев, ни откровенными кадрами из королевской спальни создатели не балуют. Действие в основном происходит в тронных залах и кулуарах и состоит из диалогов. Съёмки в сохранившихся исторических локациях (Уэльский кафедральный собор, замок Беркли, замок Кайрфилли) и внимательный подход к костюмам добавляют сериалу аутентичности, но не компенсируют обрывочность сюжета. Большинство событий не меняет персонажей, а встречает их уже изменившимися, много второстепенных линий уходит в песок.



Являясь прямым продолжением шоу «Белая королева», освещающего судьбу Елизаветы Вудвилл, «Белая принцесса» уступает и в содержании, и в исполнении. Происходящее не захватывает, герои не вызывают ни эмпатии, ни привыкания. В качестве вольного дополнения к учебникам истории, сериал, пожалуй, подойдёт, но на фоне современных, гораздо более ярких и сюжетно целостных проектов, «Принцесса» банально теряется.