Враги по несчастью


Голливуд — как большой спорт: стоит достигнуть определённого возраста, и ты безвозвратно сходишь с дистанции, уступая дорогу молодым. Зенит славы длится недолго — пока морщины не прочертят на лице свой жестокий приговор, а тело не обвиснет грустным бесформенным мешком на хрупком скелете. Мужчинам в этом плане, правда, повезло больше: годы, как и шрамы, многих из них лишь украшают. А вот женщины — и в жизни, и в шоу-бизнесе — становятся заложниками одного единственного вопроса: «Кто бы стал с ней?..»


«Вражда»: рецензия на 1 сезон


В 60-х годах 20 века главная роль в сексуальных фантазиях всей Америки принадлежала Мэрилин Монро, но её белокурые локоны и пышная фигура во «Вражде» удостаиваются лишь самого поверхностного упоминания. В центре же истории — две актрисы, по которым уже давно никто не сходит с ума, но которые не собираются так просто освобождать свои места на голливудском Олимпе. Бэтт Дэвис и Джоан Кроуфорд. Сейчас эти имена для широкой публики — лишь пустой звук, и создатели сериала это прекрасно понимают. Повествование намеренно ведётся в полудокументальном стиле интервью-воспоминаний и в нужных местах подкреплено датами и фактами. Неподготовленный зритель без труда и без википедии сориентируется в происходящем, и у многих даже появится интерес к старым хитам, упоминаемым на экране: «Милдред Пирс» («Оскар» за лучшую женскую роль Джоан Кроуфорд), «Всё о Еве» (шесть «Оскаров» и большие сборы прокате, во многом благодаря участию Бэтт Дейвис) и, наконец, «Что случилось с Бэби Джейн?» — фильм, ставший лебединой песней обеих актрис, производство которого и положено в основу «Вражды».


Взаимная ненависть Дэвис и Кроуфорд по отношению друг к другу в своё время была притчей во языцех: журналисты не стеснялись подливать масла в огонь, чтобы скормить публике очередную звёздную выходку или скандал. Без зазрения совести этим же пользовались продюсеры и режиссёры, стравливая двух див ради создания ажиотажа вокруг новых проектов. Истинная причина конфликта скрывалась за изгородью колких реплик и паутиной интриг, и авторы сериала пытаются выяснить, а существовала ли она вообще?..



В самом первом эпизоде из уст Оливии Де Хэвилленд в исполнении Кэтрин Зеты-Джонс звучит проницательное замечание — «Причина любой вражды не ненависть, а боль» — и этой боли на лицах экранных Дэвис и Кроуфорд, пожалуй, больше, чем театрального грима. Надменность, язвительность, снисходительная улыбка — вот маска голливудской дивы, которую обе актрисы научились носить, как приклеенную. Но где-то в уголках губ, в нервном подёргивании пальцев, держащих сигарету, в украдкой отведённых взглядах прячутся настоящие Бэтт и Джоан, пришедшие в шоу-бизнес совсем девчонками, отдавшие кинематографу свою молодость и талант, а теперь тактично заталкиваемые на обочину новыми старлетками. Да, такова жизнь — сменяются поколения, сменяются идолы — но для тех, кто поставил на кон собственные судьбы, это не утешение, а жестокая, несправедливая реальность. И реальность эта — несмотря на то, что одинаковая и для Дэвис, и для Кроуфорд — их не объединяет, а ещё больше разводит по углам.


Кастинг на центральные роли был проведён безупречно: Джессика Лэнг и Сьюзен Сарандон буквально слились со своими героинями. Мало того, что актрисы и сами находятся на том этапе карьеры, когда многое уже позади и выбор каждого следующего проекта всё более ограничен, так ещё и обе женщины относятся к тому редкому виду людей, которые с возрастом становятся лишь харизматичней. Увлечённая, страстная игра, детальная проработка мимики и движений становятся осью повествования, и созданные образы в конечном итоге практически затмевают собой плёнки с живыми Дэвис и Кроуфорд.



С подобной же тщательностью воплощены и второстепенные персонажи, и общий фон происходящего. От документальных записей с реальных церемоний вручения кинонаград, интегрированных с художественным пространством сериала, до зажима на галстуке Боба Олдрича — всё говорит о том, что никто на съёмочной площадке не проедал свой хлеб зря. К недостаткам проекта можно с натяжкой отнести лишь замедленный сюжет (в целом свойственный сериалам, направленным на раскрытие личности) и некоторые спойлеры по фильму «Что случилось с Бэби Джейн?», которые, при внимательном рассмотрении, вполне оправданны.



«Вражда» сделана с умом, с душой и с видимым знаком качества — в отличие от большинства современных шоу, потакающих обывательскому невежеству и низменным стремлениям. Режиссёр ни разу не опускается до стирки грязного белья и пустых сплетен, хотя тема более чем располагает. В свете софитов всегда остаётся лишь боль — агония финальных лет карьеры, мучительное одиночество дома (у обеих актрис не складывались отношения с мужчинами и с детьми) и, наконец, тяжёлое осознание, что через пятьдесят лет (а, может, и раньше) о них уже никто не вспомнит. Но «Вражда» — прекрасный повод опровергнуть последнее.