Прошло уже немало лет с момента выхода новых серий «Секретных материалов», но это не значит, что сериал не пользуется спросом. Выпустив 11 сезонов, сняв два полнометражных фильма и выпустив множество сопутствующих изданий, агенты ФБР Фокс Малдер (Дэвид Духовны) и Дана Скалли (Джиллиан Андерсон) по-прежнему остаются, пожалуй, самым любимым паранормальным дуэтом, который часто сталкивается со странным и необъяснимым. И все же, спустя столько лет, есть один случай, который вызывает особый ужас, возможно, самая страшная серия это "Die Hand Die Verletzt" из второго сезона.
Премьера второго сезона состоялась 27 января 1995 г., а его авторами стали легендарный дуэт «Секретных материалов» Глен Морган и Джеймс Вонг. Да, те самые Морган и Вонг, которые впоследствии разработали франшизу «Пункт назначения». Кроме того, режиссером серии стал новичок Ким Мэннерс, который проработал в сериале до начала съемок первых сезонов «Сверхъестественного» (к сожалению, Мэннерс скончался в 2009 г., хотя впоследствии «Секретные материалы» чтили его заслуги). Без сомнения, эти ребята знают толк в ужасах, и "Die Hand Die Verletzt" (что в переводе с немецкого означает "рука, которая ранит") не исключение.
Самая пугающая серия
Действие «Секретных материалов» разворачивается в вымышленном городе Милфорд-Хейвен, штат Нью-Гэмпшир, и кажется, что это что-то из романа Стивена Кинга (по иронии судьбы, сам Кинг позже напишет одну серию). После того как в лесу погибает подросток, вызвавший демона, Малдер и Скалли приступают к расследованию, полагая, что это дело не более чем местное суеверие. Но это не так. Дьявол действительно находится в Милфорд-Хейвене, и это только начало. То, что начинается как обычное паранормальное приключение, быстро превращается в нечто гораздо более зловещее и даже тревожное.
Оказывается, в Милфорд-Хейвене существует древняя, уходящая корнями в глубь веков, сатанинская религия, в основе которой лежит человеческое жертвоприношение. Но демонопоклонники, тайно управляющие маленьким городком в Новой Англии, совсем не те, кого можно было бы заподозрить. В самом начале серии четверых оккультистов (они возглавляют родительский комитет школы Кроули) легко принять за обычных консервативных религиозных деятелей, но это лишь прикрытие, которое быстро исчезает. Втайне они призывают сущность по имени Азазель и поклоняются ей, хотя с тех пор они утратили свою преданность.
По мере того как Малдер и Скалли опрашивают студентов в поисках объяснения убийства, они начинают наблюдать странные и невозможные с научной точки зрения явления. Лягушки падают с неба, сила Кориолиса работает в обратном направлении, и худшие опасения Милфорд-Хейвена воплощаются в жизнь. Естественно, Скалли считает, что это не что иное, как обычная паника, играя на вполне реальных страхах того времени, не похожая на охоту на ведьм или кровную месть прежних времен. Она добавляет, что семилетнее исследование, проведенное ФБР, показало, что подобные случаи крайне редки, хотя, как заметил один из оккультистов, Дж. Неудивительно, что Малдер приходит к противоположному выводу, отмечая, что они находятся в точке пересечения естественного и невидимого. И вот тут-то все становится действительно страшным.
Момент, который не выходил из головы
Во время беседы с тремя студентами, пережившими нападение демонов, один из них начинает восстанавливать свои собственные подавленные воспоминания. Ну, вроде как. Вообще, правило "показывать и не рассказывать" лучше всего работает в ужасах, особенно в таких визуальных средствах, как телевидение, но когда Шеннон (Хизер МакКомб) срывается, вспоминая свое прошлое, изобилующее историями об изнасилованиях и ритуальных надругательствах, это не на шутку пугает зрителя. Этот ужасающий момент напоминает нам о том, что ужасы это не только пугающие сценки с резкими звуками и тварями, но и исследование самых темных сторон человеческого, а иногда и нечеловеческого духа. Когда Шеннон вспоминает о своей душевной травме, ее боль не может не проникать в душу.
По правде говоря, монолог Шеннон почти невыносим, настолько, что хочется скорее провести ногтем по меловой доске. Думать об этой сцене в контексте любого человека, пережившего серьезную травму, очень тяжело, но если к ней добавляются религиозные фундаменталисты (не говоря уже о сверхъестественном), это становится еще более напряженным. В то время как многие из лучших ужасов сериала являются визуальными, предлагая в качестве источника шоковой ценности существ, инопланетян, мутантов или серийных убийц, Эта серия делает прямо противоположное, что отчасти и отличает ее от других. И именно поэтому она является одной из самых страшных в сериале.
Как будто история (которую можно легко списать на фантазию) была недостаточно плоха, позже мы узнаем, что отчим Шеннон, один из оккультистов по имени Джим Осбери (Дэн Батлер), был замешан во всем этом. Оказывается, по крайней мере, некоторые из подавленных воспоминаний Шеннон были правдой. Хотя он и говорит Малдеру, что Шеннон никогда не насиловали и не подвергали физическому насилию, она, несомненно, была невольным участником их колдовских практик, поскольку, как он утверждает, кровь молодых имеет силу. Подпитывая современные культурные и общественные страхи, этот «Секретный материал» идет прямо к яремной вене, в итоге доказывая, что страхи правы в своих суевериях.
Дьявол играет с Малдером и Скалли как с маленькими детьми
Когда вокруг них начинают гибнуть люди, Малдер и Скалли оказываются совершенно беспомощными. В то время как наши любимые агенты обычно спасают всех или хотя бы одну потенциальную жертву, в этот раз они никого не уберегли от беды. Их действия, как правило, довольно малозначительны, и хотя они помогают нам, зрителям, понять смысл происходящего, они не играют никакой реальной роли. Малдер и Скалли во многом помогают жителям Милфорд-Хейвена так же, как и нам, а Дьявол использует их в качестве пешек на своем пути.
Появившись в образе миссис Пэддок (Сьюзан Бломмаерт), школьной учительницы, о которой никто не знает, демон начинает мстить своим неверным последователям. Она использует все доступные средства, чтобы убить поклонников демона и всех, кто может разоблачить заговор. К сожалению, вскоре после того, как Шеннон поделилась своими темными секретами, ее отчим погибает, съеденный демонической змеей. Попутно демон манипулирует Малдером и Скалли, сначала притворяясь другом агентов, а затем приводя их к прямому столкновению со своими нерадивыми учениками.
После того как демон отомстил остальным членам комитета, Малдер и Скалли начинают искать миссис Пэддок, сложив два и два, но обнаруживают, что ее уже давно нет. Несмотря на то, что она исчезла, как будто ее и не было, она оставила после себя зловещую надпись... "До свидания, было приятно работать с вами", гласила надпись, когда агенты смотрели на нее в замешательстве и ужасе. Хотя во многих сериях "Секретных материалов" встречаются различные демоны, этот сюжет самый пугающий. Неудивительно, что Морган и Вонг продолжили работу над вторым сезоном очень недооцененного сериала Криса Картера «Тысячелетие», известного своими исследованиями демонических проявлений и религиозных фанатиков.
Отсутствие надежных объяснений
К моменту завершения серии мы остаемся без реальных ответов. Мы не знаем, как возникла эта религия и как она может продолжаться, не знаем, почему оккультисты позволили своей вере кануть в лету, и не знаем, почему демон решил появиться именно сейчас. Более того, шесть человек погибли, и нет явного виновника, на которого можно было бы возложить вину. Если Милфорд-Хейвен и не был в беде до этого, то уж точно стал после.
В то время как многие серии «Секретных материалов», посвященные монстрам одной недели, так и остаются незавершенными, эта идет дальше, завершая все таким образом, что на самом деле ничего не завершается. Конечно, злодеи мертвы, и главный злодей, стоящий за ними, исчез, но наши герои остались в затруднительном положении, не имея никаких реальных объяснений. Вдобавок ко всему, их вызвали, чтобы помочь предотвратить новые убийства, а все, кто был замешан в этом сатанинском заговоре, погибли.
Может быть, в том, что с фанатиками разобрались, и есть проблеск надежды, но знание того, что это заключение было даровано самим дьяволом, предполагает, что за все приходится платить, и Малдер и Скалли не смогли этого сделать. Как будто отсутствие религиозной веры у Малдера и католицизм Скалли (которая теологически противостоит любой форме проявления сатаны) не позволяют им включиться в этот конфликт, ограничивая их роли беспомощными сторонними наблюдателями.
Серия "Дом" хороша, но не идет ни в какое сравнение с этой классикой
В целом, большинство поклонников «Секретных материалов» считают самой страшной серию под названием "Дом" из четвертого сезона, авторами которой также являются Морган и Вонг, а режиссером Мэннерс. В ней рассказывается о неблагополучной семье, и эта серия представляется как дань уважения к фильму «Техасская резня бензопилой» и наверняка напугает вас. Невозможно отрицать, что этот эпизод настолько тревожен, что его сняли с эфира на долгие годы, но тем не менее авторы утверждают, что "Die Hand Die Verletzt" еще страшнее. Помимо близкого к реальности сюжета, она сосредоточена на современных страхах, ритуальном насилии, изнасилованиях, местных суевериях, необъяснимых явлениях и т.д., что придает ей преимущество, которого нет у серии "Дом".
Серия 4 сезона классика, в этом нет сомнений, но "Die Hand Die Verletzt" затрагивает тему, которая волнует почти три четверти населения Земли. В частности, в этой мрачной истории речь идет об опасностях религиозного экстремизма (к чему впоследствии обратятся такие серии как "Бегущие по дороге" и "Знаки и чудеса"). "Делай, что хочешь, но не причиняй вреда другим", говорит оккультист Джим Осбери, вбивая в голову мысль о том, что людей можно приносить в жертву на алтарь власти и влияния. Малдер (не придерживающийся никакой веры), напротив, с удивлением отмечает, что "даже дьявол может цитировать Священное Писание в соответствии со своими потребностями".
Несмотря на преследование небольшой группы сатанистов, в этой серии обыгрываются крайности религиозного фанатизма в целом, и хотя оккультисты отошли на второй план в своей преданности, сила, которой они служат, взяла поклонение в свои руки. Именно этот анализ религиозной преданности, особенно когда речь идет об утратившем веру человеке, делает эпизод таким интригующим, а реакция оккультистов делает его еще более страшным. Первобытные страхи, затронутые в серии, страхи перед "иным" и "неизвестным"", одновременно бросают вызов и пугают нас, особенно когда они представлены таким образом, что почти обосновывают их.
Это приключение получило свой успех
Понятно, что спустя годы эти идеи вновь преследуют Малдера и Скалли в серии возрожденного сезона "Знакомый". Хотя между этими двумя сериями существует множество связей, главная из них заключается в том, что Малдер говорит Джиму Осбери: "Ты действительно думал, что можешь вызвать дьявола и попросить его вести себя хорошо?". Оба эпизода мастерски решают эту задачу, причем с совершенно разными мотивами и результатами.
В центре серии внебрачная связь, вызывание демонических сил и окончательное уничтожение тех, кто в этом замешан, хотя в нем все же затрагиваются общие суеверия и, как считает Скалли, массовая истерия. Во многом эта серия 11 сезона отдает дань уважения ранним годам создания сериала и возвращается к тому, что сделало "Die Hand Die Verletzt" столь привлекательной. Однако ничто не сравнится с теми ужасами, которые миссис Пэддок принесла в маленький новоанглийский городок Милфорд-Хейвен в сериале «Секретные материалы».
Комментарии