Эксцентричная драма о выгаданном американце, ставшем Папой Римский. Визуально прекрасная сказка о закулисной жизни Ватикана
Первый сериал Паоло Соррентино ждали многие. Режиссер, известный своими превосходно снятыми, но критикуемыми за банальность фильмами, обращается к такой значимой в мире теме как католическая церковь. Чего же стоит ждать от Соррентино — критики религии или же ее прославления?
Итак, «Молодой Папа» рассказывает нам историю о не таком уж и молодом (ну, если не брать в расчет мерки Ватикана, который по геронтократии способен обставить и брежневский СССР) Ленни Белардо, который был избран новым Папой Римским. Молодость кандидата, казалось бы, должна была обеспечить его покорность кардиналам, готовность прислушиваться к советам и руководству. Однако, вскоре Ватикан был вынужден убедиться, что под ангельской внешностью Беллардо скрывается стальная воля, новый Папа оказался не готов к компромиссам и решительно намерен проводить свою собственную политику. Совсем другой вопрос, насколько его решения объективны, а насколько продиктованы детскими травмами и личностными проблемами.
Здесь стоит сразу сказать, что «Молодого Папу» опасно смотреть только ради сюжетных поворотов. Да, сначала возникает ощущение, что нам предстоит смотреть этакий вариант «Карточного домика», но только происходящего в Ватикане. Однако, для Соррентино нарратив никогда не был основным средством воздействия на зрителя. Многие сюжетные повороты предсказуемы, линии, казалось бы, обещавшие интересное и драматичное повествование, неожиданно обрываются. Зритель, ищущий для себя политический детектив в необычных декорациях, неминуемо будет разочарован.
Другое дело — визуальная часть «Молодого Папы», сериал словно был создан только для того, чтобы снова и снова показывать нам отлично выставленные кадры с монументальной архитектурой, красиво одетыми персонажами, изысканными интерьерами и постоянными отсылками к классической живописи в композиции. Конечно, в какой-то момент эта нарочитая величественность окружения и визуального ряда начинает приедаться (излишне напыщенные монологи персонажей лишь способствуют этому), но ситуацию спасают вкрапления абсурда: неожиданные срывы некоторых персонажей, странные действия Папы (чего стоит только линия с кенгуру, которого Папа приказывает выпустить в сады Ватикана). «Молодой Папа» очень похож на предыдущие работы Соррентино, можно найти огромное количество параллелей с «Молодостью», однако здесь нет и следа самоповторов, скорее можно говорить о развитии уникального стиля Соррентино.
Нельзя забывать и про музыкальное сопровождение: сочетание монументального визуального ряда с современной музыкой может показаться безвкусным тем, кто хотел полной серьезности, или же слишком нарочитым в своем подчеркивании красоты кадра для тех, кто хотел большего издевательства над классикой. Но в любом случае некоторые сцены навсегда останутся в голове зрителя, например, облачение в папский наряд под «I’m sexy and I know it».
Создается впечатление, что «Молодой папа» — это попытка Соррентино нащупать предел изысканности в своем творчестве. Одновременно с этим в сериале заметно и желание обновить свой собственный стиль, внести в него некоторую дистанцию по отношению к самому себе. «Молодой Папа» — это осознанный кэмп, работа, которая создает неожиданные гибриды классики и современности, стремясь объединить несмешиваемое, и твердо сознающая, что цельного, не рушащегося образа из нее не получается. Как раз эту черту, как мне кажется, и можно назвать основным плюсом сериала — окажись он чуть более серьезным по отношению к себе, не готовым к тому, что его будут воспринимать с изрядной долей иронии, то превращение в натужно-эстетствующую тягомотину оказалось бы неминуемым.
Наконец, осталось проговорить еще одну важную деталь: какой же образ церкви создается в сериале? Нельзя не отметить изящество решения Соррентино — через фигуру консервативного, готового вернуться в прошлое главного героя ему удается показать зрителям, насколько изменилась католическая церковь со времен эпохи Просвещения. По сути «Молодой папа» — это еще и история о реформах церкви, ее готовности меняться и принимать в свое лоно абсолютно разных людей. Ну, а насколько верить такому взгляду — это уже решение зрителя.
Подводя итог можно сказать, что Соррентино удалось соблюсти почти что идеальный баланс между полной пафоса личной историей, идеализированно-аккуратной визуальностью и самоиронией. Если вы хотите насладиться красивым зрелищем, которое не пытается добавить себе ценности глубокими идеями и претензией на правду жизни, то «Молодой Папа» — почти что идеальный выбор.
Комментарии