Прошло 15 лет, и вот Сэмюэл Л. Джексон наконец-то получил свой собственный проект Marvel. В сериале «Секретное вторжение» Ник Фьюри занял место главного героя в шпионском приключении, в котором нет места супергероям. Но, несмотря на то, что этот триллер в стиле холодной войны предлагает новый взгляд на MCU, он не может вызвать того напряжения и страха, которого требует его формат. В результате в шести сериях на каждую интересную идею накладывается томительное чувство скуки.
Основная концепция сериала «Секретное вторжение», безусловно, интересна. Скруллы, инопланетяне, меняющие форму, планируют захватить Землю, украв лица людей и проникнув в их вооруженные силы и правительства. Задача Фьюри, вдохновленного фильмами о шпионаже, уничтожить врага и сохранить планету в безопасности. Представьте себе "Вторжение похитителей тел" и "Зимнего солдата" с добавлением кинематографа времен холодной войны.
Но что-то в этом рецепте не так. Очень быстро становится ясно, что сериал не заинтересован в том, чтобы скрывать своих Скруллов. Подавляющее большинство из них с самого начала представлены в своем истинном облике, а те, кто замаскирован, видны сразу. А без напряжения, связанного с постоянным вопросом, кто же из них Скрулл, «Секретное вторжение» лишается паранойи, которая не только вдохновляет его на шпионаж, но и сделала его комиксового тезку такой взрывной историей Marvel.
В эпохальном комиксе Брайана Майкла Бендиса «Секретное вторжение» 2008 года каждый новый выпуск грозил раскрыть, что ваш любимый супергерой на самом деле злой инопланетянин. Версия Disney+ является адаптацией только по названию, в ней нет ни одного супергероя, но это не страшно. Правильно, что она идет своим путем. Проблема в том, что в этой альтернативной интерпретации редко можно найти острые ощущения. Мало шансов на то, что любимый персонаж раскроет свои истинные черты, и, несмотря на то, что мир находится под угрозой, он никогда не чувствует реальной опасности. Без подлинного напряжения сериал тянется в приглушенном, а иногда и откровенно скучном ключе.
Несмотря на отсутствие чувства страха, история, лежащая в основе «Секретного вторжения», многообещающа. Как мы узнали еще из «Капитан Марвел», в MCU Скруллы это беженцы, ищущие свой дом, а не внеземные агрессоры из комиксов. Катализатор сериала естественное трагическое завершение их путешествия. Фьюри обещал им дом, и многим из них надоело ждать. Этот бунт, образующий раскол в их сообществе, означает, что у Гравика (Кингсли Бен-Адир), лидера титульного вторжения, есть сочувственная мотивация.
Первые действия Гравика словно взяты из газетных заголовков. Жесткие кадры взрывов, разрывающих российские достопримечательности, придают началу сериала густую и тревожную атмосферу. По тому, как растерянные страны реагируют на невидимого врага, возникает ощущение, что мир начинает раскалываться. Но в середине фильма не удается сохранить этот идеальный тон, и он теряется в разнообразии типичных шпионских сюжетов. В сериале почти нет ощущения последовательной стратегии действий Скруллов, и то, что в идеале должно было бы стать самым сложным телевизионным проектом MCU на сегодняшний день, начинает казаться легкомысленным и поверхностным.
В исполнении Бен-Адира Гравик, особенно в момент его встречи с Фьюри, наполнен гневом. Но, к сожалению, этот персонаж попадает в слишком знакомую ловушку марвеловских злодеев, он слишком слабо проработан. Он действительно хорошо прописан, но его действиям и диалогам от серии к серии не хватает остроты и сложности. Он также идет по стопам Сокола и Зимнего солдата Карли Моргантау. Оба они сочувствующие террористы, которых подвели те, кто должен был их защищать, и они идут по все более жестокому пути в поисках мести. Это означает, что оба шаблонных триллера MCU исследовали схожую почву, и поэтому «Секретное вторжение» может показаться немного неинтересным даже в самые интересные моменты.
Выше минимальной планки качества держится Сэмюэл Л. Джексон. Он, несомненно, Ник Фьюри, и поэтому даже в тех моментах, когда кажется, что он действует по шаблону, в нем есть какая-то подлинная искра. Но лучше всего Джексон проявляет себя, когда осваивает новую для себя область. В словах, сказанных после "Взрыва", Фьюри чувствует себя бессильным. Эта сломанная и перепуганная версия некогда бесстрашного героя основа для увлекательного исследования того, как столкновение со смертью может разрушить чувство цели. Но, несмотря на отличное начало этой истории, «Секретное вторжение» оставляет ее на обочине на протяжении большей части своего действия. Продолжающийся романтический подсюжет с отстраненной женой Фьюри Присциллой (неизменно хорошая Шарлейн Вудард) позволяет не забывать о его уязвимой стороне, но к сожалению, сюжет всегда приоритетнее личных проблем Фьюри.
Джексон окружен сильным актерским составом, которому, впрочем, редко предоставляется возможность раскрыть какую-либо серьезную роль. Роуди Дона Чидла кажется странным, не имеющим никакого значения, учитывая его положение в сюжете, а роль, которую он получил, так и не позволила ему надеть костюм Военной Машины. К счастью, ему удается придать остроту и сарказм более сухим политическим делам сериала.
Тем временем Бен Мендельсон возвращается в роли всегда замечательного Талоса и, как и почти все в «Секретном вторжении», лучше всего проявляет себя в первых сценах. Он исследует трудности жизни в чужой шкуре, представляя миллионы Скруллов, которые терпеливо ждут обещания Фьюри. Моменты, когда он сталкивает Ника с реальностью этой ситуации, одни из лучших в сериале. Вообще, в нем есть несколько проницательных наблюдений о том, как Соединенные Штаты относятся к беженцам и мигрантам. Они приводят к впечатляющему моменту в финале, который заставляет задуматься о последствиях как самого вторжения, так и реакции на него власть имущих.
К сожалению, лучший материал Талоса быстро исчерпывает себя. То же самое можно сказать и о его дочери, Г'иа, которую играет Эмилия Кларк. Она должна была стать самым интересным персонажем, Скруллом, находящимся на опасной грани между мирными беженцами и повстанческой фракцией Гравика. Но, несмотря на хорошо прорисованные связи с обеими сторонами, путешествие Г'ии проходит без каких-либо проблем и душевных терзаний. Кларк делает все возможное, но на ее пути нет никакой неопределенности, и даже когда она меняет свою верность, нет ощущения опасности или каких-либо эмоций. Во многих отношениях она олицетворяет собой сериал «Секретное вторжение», это набор действительно прочных основ, которые, даже когда все идет полным ходом, кажутся плоскими.
Почти прямая противоположность это Оливия Колман в роли Сони Фалсворт, которая руководит британской операцией по шпионажу с энергичностью матери психопатки. Она ужасно смешна, нанося безжалостные удары с милой улыбкой. Способность Колман бросить колкую реплику, сохранив при этом опасный характер персонажа, помогает ей сбалансировать мрачный тон «Секретного вторжения». Временами сериалу не удается передать серьезное настроение при, казалось бы, обязательной комедийной составляющей, а когда он прибегает к обычным марвеловским приколам, атмосфера может разрядиться. Но Колман доказательство того, что при правильном подходе MCU может сохранять подлинно опасный тон, не погружаясь полностью в кромешную тьму.
Было бы неплохо, если бы эта игривость нашла свое отражение в подаче «Секретного вторжения». Вместо этого режиссер Али Селим предлагает шесть бледных подобий фильмов братьев Руссо о Капитане Америке. Безусловно, после нескольких блестящих, насыщенных графикой проектов, это долгожданное возвращение к приглушенным краскам и мрачноватой текстуре шпионажа в MCU. Но сериалу не хватает яркой динамики и компоновки кадров, как например в «Зимнем солдате». Построение сцен кажется статичным и практически шаблонным, и за всю серию нет ни одного запоминающегося момента. Не обошлось и без традиционного для MCU приёма постановки наиболее взрывоопасных моментов на безлюдной местности: на этот раз засада конвоя происходит на ровном придорожном поле. По сравнению с креативностью Бонда и Борна, не говоря уже о творчестве самих Руссосов в MCU, это, конечно, не совсем то.
Неубедительное и зачастую скучное шпионский сериал «Секретное вторжение» не в состоянии передать то волнение и угрозу, за которыми гонится его сюжет, похожий на "Вторжение похитителей тел". Он построен на вполне добротном фундаменте, и в нем есть несколько многообещающих идей, которые возможно, в других руках - могли бы стать сильной интерпретацией классического комикса. Сильные актерские работы, особенно Сэмюэла Л. Джексона и Оливии Колман, держат все вместе, а случайные наблюдения придают сюжету более глубокий смысл. Но отсутствие сложности и общей интриги не позволяет «Секретному вторжению» развить свои хорошие идеи до чего-то действительно интересного.
Комментарии