В трилогии Питера Джексона «Властелин колец» ужасы проскальзывают, когда того требует ситуация, и делают это с изюминкой, на которую, несомненно, повлиял предыдущий опыт Джексона как режиссера малобюджетных ужастиков. Назгулы, бесчинствующие в скромных городках, мрачное творение урук-хаев и живой кошмар, которым является логово Шелоб, - вот лишь несколько ярких примеров. «Властелин колец: Кольца власти» 1 сезон доказал, что не боится расширять границы после уместно мрачного извержения горы Дум, а флэшбэк-пролог 2 сезона настолько мрачен, насколько это возможно: и жестокость Адара (Сэм Хэзелдайн) и его орков, убивающих Саурона (Джек Лауден), и зловещие последствия возможного воскрешения Саурона. По сравнению со второй серией это жестокое начало - всего лишь тизер. Во втором сезоне «Кольца власти» самый впечатляющий с визуальной и атмосферной точки зрения момент сериала - «дебют» Саурона в облике Аннатара (Чарли Викерз) - сцена, которая находится где-то между мрачным готическим фэнтези и демоническим фильмом ужасов.
Сцена с Аннатаром нагнетает психологическое напряжение
Эффективный ужас живет или умирает на создании напряжения. Никакие прыгающие страхи не смогут дополнить ситуацию, в которой нет настроения или ставки. Пока что напряжение в сериале «Властелин колец: Кольца власти» 2 сезона создается за счет драматической иронии, связанной с тем, что зрители знают тайну Саурона. Величайшая угроза франшизы скрывается у всех на виду, пробираясь в круги избранных, завоевывая их доверие и используя их уязвимые места. В этом сезоне Саурон обращает свой взор на эльфийского кузнеца Келебримбора (Чарльз Эдвардс). Саурон нуждается в его знаниях и ресурсах, чтобы выковать Кольца, и структура второго сезона порождает опасения в связи с развивающимся преследованием Саурона.
Во-первых, хотя Саурон и не может достичь своих завоевательных целей без эльфийского кузнеца, неизвестно, что Темный Лорд может сделать с эльфом. Под маской вежливого терпения Саурона скрывается древняя сущность, способная в любой момент измучить, или убить его. В свою очередь, Келебримбор невольно приглашает хищника в свой дом - место, где он наиболее уязвим. Для этого Викерс вводит в свои выражения больше откровенной угрозы, но никогда не переигрывает, заигрывая с камерой, даже когда она задерживается на нем. Добиться такого специфического напряжения - типа «мы знаем, а персонажи не знают» - непросто. Успех «Колец власти» придает тонким психологическим манипуляциям Саурона необходимое зловещее качество. Он читает свои цели, как открытую книгу, и безжалостно, интуитивно преследует их.
Так, Саурон впервые обращается к Келебримбору под именем Халбранда, смертного человека, которого он знает по их совместному пребыванию в Эрегионе. Он отказывается уходить даже после того, как Келебримбор отказывает ему в аудиенции, оставаясь стоять на улице под мрачным ночным ливнем. Когда его настойчивость его изматывает, Саурон играет на их комфортном и взаимном знакомстве. Он проявляет притворное беспокойство, нерешительность, на что эльф с состраданием отвечает - это эмоциональный эквивалент того, что Саурон заходит в дверь. Он закладывает прочный фундамент в его сознании, притворяясь, что доверяет своему проницательному другу, а затем лжет о недавних действиях Галадриэль (Морфидд Кларк) и верховного короля Гил-Галада (Бенджамин Уокер). Он закладывает зерно сомнения и недовольства, внушая, что люди, облеченные властью, всегда отбрасывают тех, кто трудится на службе за кулисами, а страх быть забытым - одна из ахиллесовых пяток Келебримбора.
Второй сезон «Кольца власти» грамотно использует жанр ужасов
Когда Саурон понимает, что победа над эльфом требует неоспоримой демонстрации силы, он импровизирует. Его просьба становится грандиозной: теперь Келебримбор должен не просто спасти эльфов от надвигающейся угрозы, но и защитить все Средиземье. Он обращает внимание на неутолимое желание Селебримбора создать нечто славное и вечное и взывает к его тщеславию, утверждая, что Валар, богоподобные существа, которых почитают эльфы, избрали Келебримбора достойным спасителем Средиземья. Чтобы доказать свою правоту, он превращает и без того слабо освещенную комнату в эльфийский эквивалент особняка с привидениями. Он усиливает внешнюю угрозу резкими вспышками молний. Зловещие раскаты грома подчеркивают ключевые высказывания и обрывают обескураженные протесты Келебримбора. Двери полностью отвлекают его внимание, когда они распахиваются, стуча по стенам, когда дождь, подгоняемый ветром, проникает внутрь.
Как только эльф закрывает двери, убирая Саурона с глаз долой, он оборачивается и видит, что его друг резко исчез. Это тревожно, особенно когда минимальное освещение, обеспечиваемое бра и свечами, внезапно и необъяснимо погружается в кромешную тьму. Он бродит в жуткой темноте, выкрикивая имя Хэлбранда в гулкой тишине, словно героиня слэшера, наивно решившаяся зайти именно туда, куда ей не следует заходить. Оставшиеся светильники меркнут один за другим, пока не остается только тлеющий огонь кузницы. Подобная сцена автоматически должна была бы насторожить, но тропы ужасов не могут быть более классическими или подходящими по стилю.
Все эти шаги приводят к тому, что Саурон появляется вновь с таким величием, какое только можно представить у страшного злодея или религиозного мессии. Из кузницы валит дым. Пламя взвивается высоко и широко. Но огонь не поглощает покои Келебримбора. Не поглощает он и Саурона, который выходит из их пылающих глубин нетронутым, чисто выбритым, светловолосым и эльфийским - словно огонь очистил его грубую маскировку. Его царственная походка напоминает медленную походку преследующего убийцы. Его голос отдается эхом, когда он произносит множество величественных обещаний, но его губы не шевелятся.
Раскрытие Аннатара одновременно ужасающее и прекрасное
В завершение Саурон проецирует изображение самого себя в центре, в окружении и на фоне дыма золотистого цвета. И, чтобы Келебримбор не упустил момент (и не прогадал с атмосферой), два луча света пробиваются сквозь облака и охватывают его с двух сторон. Из-за того, что фильмы Джексона и сериал «Кольца власти» сконцентрированы на повествовании, до сих пор мы не видели, как Саурон по-настоящему проявляет свои богоподобные способности. Теперь мы попробовали, и это настолько же уместно ужасающе, насколько и красиво, что очень идет Саурону.
Хотя Дж. Р. Р. Толкиен не создавал «Властелина колец» как религиозную метафору, в его легендариуме Саурон предстает в классически дьявольской роли «падшего ангела». Саурон, одно из первых существ, когда-либо существовавших, отвернулся от своего создателя, чтобы последовать за Морготом, первым Темным Властелином. Христианская Библия также описывает ангелов как достаточно гротескных, чтобы наводить ужас на людей, которые видят их непокрытые лица. Аннатар - это прекрасная форма Саурона, но религиозный подтекст этой иконографии кажется намеренным со стороны авторов этого сериала.
Неудивительно, что, столкнувшись со всем вышеперечисленным, Келебримбор склоняется перед Аннатаром, испытывая благоговение и, возможно, некоторый страх. Превращение Хэлбранда в Аннатара само по себе требует убедительного впечатляющего шоу. Превращение его в эльфа с недостатками, вызывающими сочувствие, но верного своему делу, требует многослойной эскалации. Обычные тропы ужасов, драматическая ирония и намерения Саурона объединяются в тревожный и кинематографически потрясающий момент, по масштабу достойный самых ярких зрелищ Джексона. По сравнению с этим Гэндальф Белый мог бы поучиться у него кое-чему.
Комментарии