На телевидении принято, чтобы сотая по счету серия вносила серьезные изменения в общий сюжет. Это особенно характерно для 100 серии «Тайны Смолвиля», "Расплата", в которой почти супермен Том Уэллинг вынужден сделать судьбоносный выбор, который изменит ход всей его дальнейшей жизни. В этом нет ничего нового для Кларка Кента, который, кажется, принимает такие решения, связанные с жизнью и смертью, каждую неделю, но никогда еще его действия не были так близки к реальности. В этой серии Кларк вынужден выбирать между жизнями двух людей, которые на данном этапе сериала ему наиболее дороги, и результат оказывается катастрофическим. Независимо от того, считаете ли вы, что он принял правильное решение или нет, эта серия остается важной вехой в истории сериала и еще больше приближает Кларка Кента к его судьбе Супермена.

Сотая серия «Смолвиля» навсегда изменила сериал

Сериал Тайны Смолвиля

История этой серии начинается так же, как и многие другие обычные эпизоды «Смолвиля»: Кларк хандрит на чердаке амбара Кентов. Но все меняется к лучшему, когда Лана Лэнг (Кристин Крук) прибывает как раз вовремя, чтобы поднять ему настроение - только Кларк поднимает ей настроение еще сильнее, когда забирает ее в свою арктическую Крепость одиночества. Там он открывает свое криптонское наследие и делает ей предложение, выковав бриллиант и используя своё зрение, чтобы прикрепить его к кольцу. После долгих раздумий и душевного разговора с Лоис Лейн (Эрика Дюранс) Лана соглашается, и они с Кларком отправляются навстречу своему счастью. Все становится еще лучше, когда Джонатан Кент (Джон Шнайдер) побеждает на выборах в Сенат против Лекса Лютора (Майкл Розенбаум), и кажется, что в конце концов все наладится. Если бы только все так и оставалось.

После того как Лекс преследует Лану по шоссе 40, ее машину сбивает автобус, несущийся по дороге. Кларк не успевает ее спасти и находит ее мертвой на земле. В ярости Кларк требует, чтобы Джор-Эл (Теренс Стэмп) отправил его в прошлое, но криптонский А.И. напоминает Кларку о предыдущей сделке «жизнь за жизнь», которую они заключили. Тем не менее, Джор-Эл все равно отправляет его обратно. На этот раз Кларк поручает Хлое Салливан (Эллисон Мэк) присматривать за Ланой, пытаясь предотвратить повторение истории. После спасения Лоис (которую шокированная Лана не застала в этой временной линии) Кларку удается остановить аварию Ланы, но при этом он невольно позволяет Джонатану Кенту вернуться домой (изначально остановившись, чтобы утешить убитого горем сына). После столкновения с коварным Лайонелом Лютором (Джон Гловер) Джонатан умирает от сердечного приступа, и весы времени все-таки уравновешиваются.

Монументальная серия в путешествии супергероя

Сериал Тайны Смолвиля

Сотая серия «Смолвиля» ставит Кларка Кента в безвыходную ситуацию. С одной стороны, если супергерой не может спасти любимую женщину, как он может спасти мир? Но как выбрать одну жизнь вместо другой? Марта задает Кларку именно этот вопрос после смерти Джонатана, зная, что ее сын не сможет выбрать между спасением Ланы и спасением отца. Оглядываясь назад, легко осудить Кларка за этот выбор. В конце концов, Кларк Кент оказывается с Лоис Лейн, а не с Ланой Лэнг (он делает ей предложение вскоре после 200 серии), и если бы у нашего героя был отец, который направлял его на протяжении нескольких последующих сезонов, все могло бы быть не так печально. Но мы забываем, что Кларк, ослепленный любовью и глубокой ответственностью, не представлял, что произойдет. Он наивно полагал, что сможет спасти всех.

Мы точно знаем, что Супермен не всегда может спасти всех. Кларк тоже это знает. Он понял это еще во втором сезоне, когда Райан Джеймс (Райан Келли) умер, несмотря на его попытки найти нужных врачей, чтобы спасти его. Он понял это еще раз в предыдущем сезоне, когда обнаружил подвешенное тело своей бывшей подруги Алисии Бейкер (Сара Картер). Правда в том, что человек из стали - не бог, и Джор-Эл напоминает об этом Кларку, когда тот скорбит о смерти Ланы. Несмотря на недавние попытки сделать Супермена более богоподобным и мифологическим, Кларк Кент все равно был воспитан человеком. Несмотря на все свои криптонские приключения, он по-прежнему считает себя таковым. Кларк делает человеческий выбор, к лучшему или худшему, и именно этот выбор преследует его долгие годы. Только в двухсотой серии сериала, "Возвращение домой" (которая также посвящена путешествиям во времени), Кларк полностью и окончательно прощает себя за события прошлого. Эта боль остается с ним надолго.

Сериал «Тайны Смолвиля» мог быть другим

Сериал Тайны Смолвиля

Тяжело видеть, как уходит Джонатан Кент. Будучи основой непоколебимой морали Кларка, он всегда был рядом, чтобы направлять главного героя во время каждого нового испытания, перед лицом новой силы и новой опасности. Он так же важен для пути Кларка к становлению Суперменом, как и все остальные в Смолвиле, и его смерть ясно дает это понять. Учитывая то, как развивается сюжет Ланы в 6 и 7 сезонах, и особенно в 8 сезоне, легко пожалеть, что вместо Джонатана погибла она. Оглядываясь на сериал, мы можем пожелать, чтобы Кларк вообще не возвращался в прошлое, чтобы он принял урок, что не всегда может спасти всех, и научился с этим справляться. Проблема в том, что тогда Кларк усвоил бы неправильный урок. Урок заключался не в том, что Кларк не должен рассказывать людям свой секрет, а в том, что ему нужно быть мудрым, когда он это делает, и когда все идет не так, как надо, нет кнопки «редактировать», или «отменить», чтобы все исправить.

Трудно представить, что было бы, если бы Кларк не сделал свой выбор, чтобы спасти Лану. Пятый сезон мог бы быть более депрессивным, а учитывая, как он переживал после потери отца, это о многом говорит. Однако Кларк, возможно, смог бы больше сосредоточиться на своей сверхгероической деятельности. Он мог бы присоединиться к Оливеру Куину (Джастин Хартли) и его «Супердрузьям» в их пост-«Справедливости» миссии против Лекса. Он не стал бы переживать любовный роман Лекса и Ланы и, возможно, стал бы лучшей поддержкой для своей кузины Кары (Лора Вандервурт) после ее появления в 7 сезоне.

Существует множество вариантов того, в каком направлении мог бы развиваться сериал «Тайны Смолвиля», если бы Лана Лэнг ушла из сериала, но все произошло не так. И опять же, не в этом суть серии "Расплата". К лучшему или худшему, Кларк понял, что, несмотря на все свои невероятные способности, он всего лишь человек. Суперчеловек, да, но все же конечное, смертное существо, которое делает несовершенный выбор. В каком-то смысле этот урок был последним, который ему был необходим, чтобы лучше понять свое место в мире, понять, что он действительно не так уж сильно отличается от остальных.

Серия перекликается с полнометражным фильмом 

Сериал Супермен и ЛоисЕще одна вещь, которую эта серия делает хорошо, это отсылка к фильму Ричарда Доннера «Супермен». В конце самого первого фильма с Кристофером Ривом Супермен поворачивает мир вокруг своей оси, чтобы повернуть время вспять и спасти Лоис Лейн, сыгранную Марго Киддер. По сути, Кларк делает то же самое, чтобы спасти Лану, и Хлоя даже шутит, что Кларк повернул мир вспять. Но в отличие от «Супермена», где нет никаких последствий для этого грандиозного поступка, в «Тайнах Смолвиля» мы видим другой вариант, где эта возможность вырваться из ловушки (которую Супермен снова использует в «Супермен 2: Режиссерская версия») срабатывает только один раз. Но и тогда она используется для того, чтобы подтолкнуть Кларка к традиционному статусу Супермена после смерти его отца, что еще больше перекликается с фильмом 1978 года.

В сериале много отсылок к оригинальным фильмам о Супермене. Крепость одиночества в сериале полностью повторяет ту, что была в «Супермене», а «Марш Супермена» Джона Уильямса звучит во многих сериях. Более того, исполнительница главной роли Аннет О'Тул когда-то играла Лану Лэнг в фильме «Супермен 3», а Теренс Стэмп был оригинальным генералом Зодом в первых двух фильмах. Даже звезды Супермена Марк МакКлюр, Марго Киддер и Кристофер Рив пришли в сериал, чтобы официально передать эстафету. Эта серия доказывает, что сериал «Тайны Смолвиля» был достоин этой передачи, и сериал будет продолжаться еще долгие годы.

"Расплата" — лучшая серия «Смолвиля»

Сериал Тайны Смолвиля

Несмотря на отсутствие всяких чудовищ с метеоритами, металюдей и инопланетных захватчиков, серия «Расплата» остается самой сильной. Это не традиционный эпизод, но ему удается затронуть все необходимые моменты, которые заставляют затронуть сердце. Это самостоятельная история (за вычетом обычных «злодеев недели»), и важная часть общей мифологии сериала. Она чтит прошлое и в то же время обращается к будущему. Конечно, это будущее не такое, каким его представлял себе Кларк, но в этом-то и заключается вся суть сериала. В первые годы существования Кларк часто убегает от своей судьбы, от своей обязанности использовать свои силы на благо других, но именно к этому и шла его история. Как и у Человека-паука, силы Кларка несут в себе большую ответственность и высшее моральное призвание.

Если бы Лана осталась жива и вышла за него замуж, Кларк, возможно, никогда бы не стал Суперменом. Однако после смерти отца Кларк надеется соответствовать примеру Джонатана и делает медленные шаги к тому, чтобы чтить наследие Кентов внутри себя. Этот процесс длится до конца сериала. Мы прошли только половину пути, но когда Кларк начинает видеть в себе потенциал, тот самый потенциал, в который верил Джонатан, это меняет всю динамику сериала. Как, возможно, самый поворотный момент в истории сериала «Тайны Смолвиля», эта серия дает каждому важную роль и представляет нам эту душераздирающую историю морали, которую мы не обязательно хотим видеть в формате, который нам остается только принять. Динамика здесь безупречна, а сама серия отлично построена. Это эмоционально тяжелый, редкий случай, когда Кларк почти напрямую ответственен за смерть близкого человека.