Фэнтезийный сериал HBO "Игра престолов" доминировал на телевидении и в поп-культуре на протяжении десятилетия. Его предстоящий сериал-приквел, "Дом дракона", также вызывает дискуссии, хотя и не в том ключе, который, возможно, предпочитают продюсеры. В основном это касается обсуждения сексуального насилия и изнасилования на экране.
Действие нового сериала происходит за 200 лет до "Игры престолов". В нем рассказывается о Танце драконов, войне за престол, в которой фракции семьи Таргариенов борются за Железный трон Вестероса. Ключевым моментом является вопрос о том, станет ли принцесса Раэнира, первенец стареющего короля, первой королевой Семи Королевств. Создатели сериала заявили, что доминирующей темой будет вопрос о том, что укоренившийся "патриархат скорее уничтожит себя, чем увидит женщину на троне".
Но в преддверии выхода сериала на экраны уже возникают вопросы о том, как он будет представлять секс и сексуальное насилие. Эти вопросы не давали покоя "Игре престолов". Сериал стал печально известен благодаря широкому использованию секса и женской наготы, а также графическим сценам изнасилования. Он, в частности, вдохновил на термин "секспозиция": когда изложение, например, предыстории или мотивации персонажей, происходит на фоне секса или наготы.
"Нельзя игнорировать насилие, которому подвергались женщины со стороны мужчин в то время".
Мигель Сапочник, исполнительный продюсер и сопродюсер "Дома Дракона", несколько противоречиво заявил, что сериал будет "отступать" от секса и в то же время показывать его как несерьезный аспект жизни Таргарьянов. Когда его спросили о насилии в отношении женщин, он ответил:
Сценарист и исполнительный продюсер Сара Хесс позже разъяснила эти комментарии в заявлении для Vanity Fair. Она заявила, что "мы не изображаем сексуальное насилие в сериале". Она добавила: "Мы рассматриваем один случай за кадром, а вместо этого показываем последствия и влияние на жертву и мать преступника".
Конфликты и насилие в "Игре престолов
Одной из сильных сторон "Игры престолов" было представление конфликтов. Необыкновенные батальные сцены и сцены массовых жертв иллюстрировали человеческие жертвы прихотей знати. Однако в сериале быстро сформировались гендерные модели репрезентации. Сексуальная объективация и насилие над женщинами стали метафорой эндемической жестокости Вестероса.
Утверждая, что это был необходимый и честный способ "реалистично" проиллюстрировать ценности мира, мы игнорируем две вещи. Книги Джорджа Р. Р. Мартина "Песнь льда и пламени" основаны на европейской средневековой истории и английских гражданских войнах, но Вестерос - с его драконами и ледяными зомби - в конечном итоге является выдумкой. В вымышленных СМИ историческое прошлое и воображаемые миры являются мощными линзами, через которые мы можем рассматривать современные ценности.
Кроме того, "Игра престолов" - это не история, а массово успешный развлекательный продукт, созданный для кабельного телевидения премиум-класса. Эта среда не подвержена тем же стандартам вещания или рекламному давлению, что и сетевое телевидение. За последние два десятилетия многие престижные или качественные драмы использовали секс и наготу, чтобы отличиться от сетевых сериалов.
Со временем сексуально откровенные материалы и гендерное насилие стали предлагаться в качестве основного выражения повествовательной и тематической сложности формы. Шоу должны ориентироваться в пространстве между исследованием женоненавистничества и превращением его в развлечение.
Мужской гетеросексуальный взгляд
Рассматривая такие приемы, как кадрирование и монтаж, мы можем увидеть, как многие эпизоды "Игры престолов" воплощали в себе неявный мужской, гетеросексуальный взгляд. Женские тела были слишком часто представлены как обезличенный реквизит или сексуальные объекты внимания, как в частых сценах в борделе. Члены актерского состава и даже один из режиссеров эпизодов также говорили о давлении, которое они испытывали, предлагая более откровенный материал в целях возбуждения.
Защитники такого материала могут возразить, что эти решения являются жестким столкновением с реальным насилием, женоненавистничеством и моральными проблемами, или даже что они предлагают образы расширения прав и возможностей женщин. Но при этом игнорируется тот факт, что мы склонны видеть сексуализацию только определенных типов тел.
Это преимущественно тела молодых, трудоспособных, условно привлекательных женщин из числа гражданских лиц. Цветные женщины часто фетишизируются и экзотизируются. Обнаженные тела заметно стареющих женщин остаются табуированными. Мужская нагота, безусловно, присутствует в "Игре престолов", хотя и гораздо реже, чем женская, и менее сексуализирована, часто выступая в качестве представления уязвимости персонажа или источника юмора.
Это усиливает неравные стандарты гендерной репрезентации, которые долгое время доминировали в кино, телевидении, рекламе и искусстве. Это также уменьшило характер ролей, доступных женщинам.
В худшем случае представление женского тела как изначально доступного и уязвимого закрепляет вредные, женоненавистнические тропы. Это включает в себя "фридинг", который представляет насилие над женщинами как сюжетный прием, помогающий развитию повествовательной дуги мужского персонажа. Это также включает изнасилование как сокращение для развития женского характера.
Это разочаровывает, так как существует значительная возможность исследовать вопросы власти, насилия и виктимизации в нюансах. Ограниченный сериал Микаэлы Коул "Я могу тебя уничтожить", черная комедия-драма об изнасиловании и его последствиях, является ярким примером мощного, ориентированного на жертву рассказа о тревоге и травме. Также примечательно, что этот сериал был снят женщиной, в индустрии, где женщины значительно недопредставлены за камерой. Недавнее появление координаторов интимности в кинопроизводстве также является положительным шагом.
Мы живем в мире с ужасающими показателями гендерного насилия. Мизогиния и объективация женщин являются нормализованной частью жизни. Одним из способов денатурализации моделей репрезентации, повествования, характера и стиля является подчеркивание их искусственности. Это напоминает нам о том, что визуальный язык не является нейтральным.
Искусство и развлечения играют ключевую роль как в увековечивании, так и в оспаривании этой динамики. Фильм "Дом дракона" явно заинтересован в изучении тонкостей гендера и власти в высоко патриархальном обществе. Надеюсь, то, как он рассказывает свою историю, не подорвет ненароком эту цель.
Комментарии