С самого начала сериал «Властелин колец: Кольца власти» поставили перед собой сложную задачу очеловечить Саурона (Чарли Викерз) - не в том смысле, который традиционно ассоциируется с этим словом, а превратив Темного Властелина в многомерного персонажа, которого требует сюжет этого приквела. Во втором сезоне эта цель была достигнута с поразительным эффектом: действие в Эрегионе разворачивалось как в психологическом триллере с медленным разгоранием, доводя Саурона до точки невозврата, когда он использует злобу и коварство в качестве своего оружия. В разрушительные заключительные моменты шестой серии атмосфера сериала переходит от деликатного предчувствия к глубокой тревоге, Саурон выплескивает на зрителя непредвиденный уровень злодейской жестокости и могущества - и при этом практически не пошевелил и пальцем.
Саурон искусный манипулятор
Чтобы представить Саурона как неоднозначную фигуру, активно развивающуюся в мире Дж. Р. Р. Толкина, а не упрощенное восприятие, которое популяризировал режиссер трилогии «Властелин колец» Питер Джексон, потребовался не только кастинг, на котором оказался Викерс, но и знание всей истории в целом, как отличить свою версию от его более известного аналога - но при этом сделать ее такой же пугающей. Джексоновский Саурон излучает почти всезнающую угрозу, соответствующую масштабам трилогии. Саурон из «Колец власти», в свою очередь, столь же целеустремлен, но использует тонкие манипуляции, а не грубую силу. Еще до того, как знаменитые кольца начнут влиять на своих владельцев, эта тактика - то, что у него получается лучше всего: играть волка среди овец, определять слабости людей и прокладывать себе путь прямо под их кожей так, чтобы они при этом были рады, даже если его присутствие ощущается как ментальная заусеница.
Пример тому: На протяжении всего второго сезона Саурон делает своей миссией подрыв эмоциональной стабильности Келебримбора (Чарльз Эдвардс). Он систематически разрушает его защиту, используя самые сильные импульсы, изолируя его от верных кузнецов и оставляя без надежного союзника и возможности спастись. Темный Властелин Мордора не гипнотизер (если не считать того, как Кольца развращают своих Кольценосцев), но он выстраивает сценарии, которые усугубляют слабости его цели и позволяют ему завладеть тем, что он хочет.
Магия Саурона сочетает в себе его хитрость и безжалостность
Келебримбор, несмотря на то, что был одурачен хитростью Саурона, не дурак. Он распознал манипуляции своего «друга» в предыдущих сериях, но, по сути, сдался перед ловушкой, захлопнувшейся над его головой. Однако когда Адар (Сэм Хэзелдайн) начинает нападение на Эрегион и Келебримбор слышит, как в ответ на это в городе раздаются сигналы тревоги, впервые за несколько недель в его затуманенный разум прорывается осознание. Саурон уверяет его, что город в безопасности, но он усиливает свою волю и пробивается наружу, чтобы убедиться в этом самому. Невинные жители Эрегиона находятся под его защитой, и он больше не верит медовым словам этого незваного гостя. Несмотря на то что амбиции кузнеца часто берут верх над здравым смыслом, Келебримбор явно больше заботится о благополучии Эрегиона, чем о каком-то пустяковом кольце.
Вытащив кота из мешка, Саурон явно вмешивается в реальность: он накладывает заклинание, которое показывает кузнецу и зрителям мирное изображение Эрегиона. Солнце светит золотыми лучами, жители смеются, не видно ни малейшей угрозы - словом, это утопия. Увидев то, что он больше всего хотел увидеть, Келебримбор с ощутимым облегчением становится спокойным и уступчивым, вместо того чтобы вступить в конфронтацию. Саурон же, перечисляя все самые удачные приемы своей хитрости и убеждая его продолжить работу, приступает к эмоциональному убийству.
Только когда Келебримбор снова уединяется в кузнице, иллюзия Саурона превращается в правду. Солнечный свет превращается в кромешную тьму, с неба сыплются огненные шары Адара, и раздаются звуки ужасающего столпотворения: Саурон скрыл от кузнеца неминуемую смерть и разрушение, происходящие вокруг. Мало того, эти ужасающие зрелища и звуки происходили в реальном времени, пока Саурон уговаривал Келебримбора успокоиться. Невозмутимый, Саурон лавирует среди хаоса достаточно долго, чтобы окинуть взглядом армию Адара и поднять руки, словно дирижер оркестра, готовый возглавить симфонию, охваченную войной.
Иллюзия в Эрегионе самый устрашающий ход во втором сезоне
Даже если зрители понимают, что что-то не так, когда Келебримбор слышит крики внутри кузницы, а снаружи обнаруживает причудливый райский уголок, становится страшно наблюдать, как разрушается идиллическая мечта, и осознавать, насколько буквально и основательно Саурон может исказить чье-то восприятие. До сих пор «Кольца власти» лишь намекали на магические способности Саурона, позволяя его репутации расти по косвенным признакам. Добавление колдовства к его манипуляциям высочайшего уровня гораздо страшнее, чем если бы Саурон на законных основаниях завладел волей Келебримбора. А учитывая его возраст, произнести это специфическое заклинание для него, вероятно, проще простого. Если Саурон легко справился с этим трюком, что же тогда он может еще сотворить?
Начало осады Эрегиона с этой сцены кажется одновременно и неизбежным, и как будто «Кольца власти» выдергивают ковер из-под ног. Практические эффекты «день в ночь» только подчеркивают эффективность момента: сколько бы красивых визуальных эффектов ни было создано на зеленом экране или в объеме, ничто не может быть настолько висцеральным, приятным или тревожным, как эффекты, созданные экспертами в кадре, примененные именно тогда, когда они должны быть. Когда камера вращается вокруг Саурона, удерживая его в центре внимания, как глаз бури, фасад Эрегиона (и последние остатки бесплотной формы Саурона в виде Аннатара) превращается из блаженного спокойствия в адскую войну. Мы понимаем, насколько могущественна, захватнична, унизительна и жестока эта итерация, и в результате получаем сущность, куда более страшную, чем закованный в доспехи гигант из фильмов Джексона. В конце концов, как можно бороться с врагом, если у него в руках ключ от твоей психической тюрьмы?
Комментарии