Когда такой великий человек, как Стивен Кинг, говорит, что хочет написать для вашего сериала, имеет смысл просто разрешить ему. Король ужасов известен уже давно, а в 90-е годы он был так же популярен, как и во все времена («Нужные вещи», «Игра Джералда» и «Зеленая миля» вышли именно в это десятилетие). Если отбросить некоторые неудачные адаптации его произведений, перенос Кинга со страниц на экран часто был удовольствием, а последние годы показали, насколько точными могут быть адаптации. Но знаете ли вы, что автор однажды написал одну из серий «Секретных материалов»? Да, Малдеру (Дэвид Духовны) и Скалли (Джиллиан Андерсон) когда-то написал сам Король Ужасов, которому удалось столкнуть последних с ужасающей говорящей куклой. В десятой серии под названием "Чинга" пятого сезона есть определенный кинговский стиль, но конечный результат может вас удивить.
Серия «Секретных материалов» "Чинга" - жуткая история ужасов
Если что-то и можно сказать о проекте Стивена Кинга «Секретные материалы», так это то, что это жуткая самостоятельная серия. Не став классикой, как "Дом" или "Длань Наказующая", "Чинга" имеет свои достоинства в качестве самостоятельного эпизода с монстром недели. В этом часе, ориентированном на Скалли, наш любимый рыжеволосый агент ФБР отправляется в отпуск в Аммас-Бич, штат Мэн, чтобы отдохнуть и расслабиться. Но, поскольку это «Секретные материалы», Скалли сразу же оказывается втянутой в дело, как только она приезжает в город, где ее встречает толпа посетителей и работников магазина, у которых из глаз течет кровь из-за странного (и необъяснимого) случая массового причинения себе вреда. Один из них, мясник, даже погибает после того, как пытается побороть виновника: злую говорящую куклу, принадлежащую Полли Тернер (Дженни-Линн Хатчерсон), дочери местной вдовы Мелиссы Тернер (Сюзанна Хоффман).
Работая вместе с начальником местной полиции Джеком Бонсентом (Ларри Мюссер), Скалли в конце концов приходит к выводу, что происходит нечто сверхъестественное. Когда люди, встречавшиеся с Полли и Мелиссой, продолжают погибать или оказываются изуродованными в городе, она отказывается от своих первоначальных выводов о том, что всему этому должно быть какое-то рациональное объяснение, и начинает слушать теории Малдера о колдовстве, высказанные им по телефону. Малдер не работает над этим делом вместе со Скалли, но на протяжении всей серии его можно увидеть в телефонных разговорах между ними. Несмотря на то, что агент ФБР отмечает, что народные предания Новой Англии, связанные с ведьмами (особенно в Салеме, что само по себе является лукавой отсылкой к "Салемскому лесу"), скорее всего, не более чем басни, увидев, как Мелисса Тернер едва не убивает себя и свою дочь, она решает действовать по-другому. Скалли взрывает демоническую куклу в микроволновке, что прекращает ее паранормальную власть над семьей Тернеров. Однако, когда в самом конце куклу вылавливают из гавани, у нас возникает ощущение, что на самом деле все еще не закончилось.
"Чинга" - это другой вид «Секретных материалов» с большим количеством фишек
Если "Чинга" звучит скорее как что-то из «Сумеречной зоны» или «Сверхъестественного», а не из «Секретных материалов», то, возможно, вы не ошиблись. Оригинальная серия «Сумеречной зоны» "Живая кукла" имеет похожий сюжет, хотя в стиле Стивена Кинга "Чинга" гораздо более смертоносна. Но если вы думаете, что этот эпизод будет сразу пугать только потому, что в нем фигурирует имя Кинга, хорошенько подумайте. Главная кукла - не Аннабель из "Зачарования", и она не так страшна, как обычный антагонист, написанный Кингом, но последствия такого проклятого предмета, как этот, проявляются довольно жуткими способами, в основном в видениях Мелиссы Тернер о смерти до того, как она произойдет. Если вы ищете "Секретное досье", в котором все завершается в конце, то "Чинга" - не тот эпизод, который вам нужен, но именно в этом и заключается его особенность.
Хотя было бы забавно посмотреть, что бы Кинг сделал со Скалли и Малдером в реальном деле, то, как серия развивается, хорошо работает на концепцию. Кинговские термины здесь повсюду: злой ребенок, который становится причиной смерти окружающих ("Воспламеняющая взглядом", "Дети кукурузы"), одержимая злом кукла ("Дьюма-Ки"), старинная музыка ("You Know They Got a Hell of a Band"), отсылки к колдовству и охоте на ведьм ("Тёмная Башня", "Кэрри") и, конечно же, сам Штат Мэн, который является основным местом действия многих самых известных рассказов Кинга. Конечно, некоторые из них вышли уже после "Чинги", но страшная нить проходит через все произведения автора ужасов, и эта серия «Секретных материалов», безусловно, является ее частью. Хотя он никогда не ощущается в точности как роман Стивена Кинга, наблюдать за тем, как Скалли взаимодействует с миром, который явно принадлежит Кингу (даже если это только на поверхности), - это уже сбывшаяся мечта для поклонников как сериала, так и литературы ужасов. Но, несмотря на это, сериал не так однозначен в отношении Стивена Кинга, как может показаться на первый взгляд.
Крис Картер получил премию за соавторство
Создание серии "Чинга", похоже, было очень сложной задачей. Согласно книге "Сопротивляться или служить: Официальный путеводитель по "Секретным материалам", том 4 Энди Мейслера, написанные Кингом "Секретные материалы" уходят корнями в "Jeopardy!". Звезда Дэвид Духовны участвовал в игровом шоу вместе со Стивеном Кингом в 1995 году (которая вышла в эфир во время третьего сезона «Секретных материалов»), где они впервые заговорили о шоу.
Кинг упомянул Духовны, что хотел бы написать для сериала, прежде чем напрямую обратиться к создателю сериала Крису Картеру. "Однажды Стивен позвонил мне неожиданно", - вспоминает Картер. Он сказал: "Привет, Крис, знаешь, я бы с удовольствием снялся в «Тысячелетие». Я подумал, что это немного странно, учитывая то, что я слышал, но он сказал мне, что хотел сделать «Секретные материалы», но потом решил сделать «Тысячелетие». Вскоре после этого Картер получил еще один звонок от Кинга, который, снова передумав, теперь хотел писать для «Секретных материалов». Именно тогда Картер и взял его к себе, и они начали разрабатывать сценарий "Чинга", хотя, честно говоря, этот автор жалеет, что не взялся за серию "Миллениум". Было бы на что посмотреть.
К сожалению, несмотря на то, что история Кинга ощущалась как классический «Секретный материал», его слова не совсем соответствовали ощущению и атмосфере сериала. Стивен не привык писать для Малдера и Скалли, - сказал Картер Майслеру, отметив, что создатель сериала переписал большую часть оригинального материала Кинга, чтобы он лучше вписывался в эстетику сериала. Как бы дерзко это ни звучало - переписывать такого мастера ужасов, как Кинг, но никто не знает Малдера и Скалли так, как Картер. Если сравнить один из ранних черновиков Кинга с пересмотренным позже черновиком Картера, то можно заметить заметные улучшения в переписке Малдера и Скалли, которая больше похожа на то, что мы ожидаем от сериала. Более того, несмотря на то, что Кинг, похоже, является поклонником Малдера и Скалли, Картер сгладил (или, по крайней мере, переработал) любое романтическое напряжение между ними, поскольку он, как известно, избегал соединять героев до крайней необходимости (они почти поцелуются в первом полнометражном фильме, который вышел в прокат летом между пятым и шестым сезонами). В общем, черновик Картера, хотя, возможно, и менее интересный в некоторых отношениях, более соответствует «Секретным материалам».
Конечно, "Чинга" - это ругательство на испанском языке, поэтому в этой серии это слово ни разу не произносится, - возможно, серия стала лучше благодаря вмешательству Картера, но это не значит, что все были довольны. Покойный Ким Мэннерс, режиссер этой серии, позже сокрушался о том, что эпизод с Кингом оказался не тем, на что он изначально рассчитывал. "Я был очень рад возможности стать режиссером произведения Стивена Кинга", - объяснил он однажды. "А когда все было сказано и сделано, в нем осталось очень мало Стивена Кинга. Все детали были его, но на самом деле это был один из сценариев Криса". Несмотря на это, "Чинга" остается одной из серий «Секретных материалов», к которой многие возвращаются из-за ее жуткого внешнего вида и классических шуток, что может сделать ее лучшей совместной работой Стивена Кинга и Криса Картера, о которой мы никогда не просили.
"Чинга" вызывает разногласия среди поклонников
Спустя более 25 лет "Чинга" все еще остается той серией, о которой спорят поклонники сериала. Несмотря на то, что она не так плоха, как, скажем, "Бойцовский клуб", "Космос" или "Обитель духов", она также не так хороша, как "Постмодернистский Прометей", "Последний отдых Клайда Брукмана" или даже "Пилотный выпуск". Во многих отношениях "Чинга" ощущается как серия «Секретных материалов» чуть выше среднего, что немного странно, учитывая всю шумиху вокруг участия Стивена Кинга. По отдельности и Кинг, и Картер создали несколько шедевральных жанровых произведений, которые можно назвать одними из лучших в своих областях, особенно в конце XX века. Но вместе их тесные стили не сочетаются так, как хотелось бы, и хотя результат все еще благоприятен ("Чинга" - все еще хорошая серия), он не стал таким новаторским, как предполагал телеканал.
Легко винить в том, что "Чинга" получилась, либо неопытность Кинга в написании телевизионных текстов, либо вмешательство Картера в первоначальный проект Кинга. Если бы оба фактора были устранены, возможно, "Чинга" считалась бы одной из величайших. Но в нынешнем виде эта серия «Секретных материалов» примечательна в первую очередь тем, что над ней работал Кинг. Хотя, возможно, это и не лучший из их работ, "Чинга" - прекрасное совместное произведение, которое уникальным образом подчеркивает мастерство Картера в работе с Малдером и Скалли и склонность Кинга превращать обыденное в ужасное. Если вы являетесь поклонником творчества Кинга или просто любите самые горячие жанровые сериалы 90-х, "Чинга" - это жуткий час, который вы не сможете проигнорировать.
Комментарии