Джо Эрикссон (Нуми Рапас) не умеет играть на фортепиано. А может, и умеет. Трудно сказать, но в этом-то и дело. Ее разум, кажется, отвергает мысль о том, что она когда-либо могла нажать на инструменте более двух клавиш по очереди, но ее мышечная память быстро распознает движения, необходимые для исполнения композиции Рахманинова. Джо не понимает, как такое возможно, так же, как она не понимает, почему ее дочь, которую она очень старалась обучить родному языку, не говорит ни слова по-шведски. Однако по эту сторону экрана мы понимаем, что происходит. По мере просмотра четвертой серии сериала «Созвездие» на Apple TV+ разделение между двумя разными реальностями становится все более четким. К концу серии все детали будут расставлены по местам, и премьера прошлой недели, состоящая из трех серий, обретет смысл. Развернется драматическая реальность, в которой Джо Эрикссон застряла во вселенной, возможно, даже в теле, которое изначально ей не принадлежало.
Название "Левая рука Бога" взято из разговора Джо с Генри Кальдерой (Джонатан Бэнкс), в котором пожилой астронавт вспоминает о том, что его коллеги видели, слышали или чувствовали в космосе. Одним из них было сильное давление внизу на определенной высоте, ощущение, которое они окрестили "Левой рукой Бога". Из этого разговора мы поняли, что существовало или до сих пор существует нечто, разделяющее мир, из которого прибыли астронавты, и что-то за его пределами. Это барьер, который такие люди, как Кальдера и Ирена Лысенко (Барбара Зукова), преодолели неоднократно.
В четвертом эпизоде «Созвездия» становится ясно, что подозрения, возникшие у нас в предыдущих трех сериях, действительно верны. Существуют две вселенные, существующие бок о бок, иногда даже пересекающиеся друг с другом. А есть те, кто, как, например, Кальдера - и Генри, и Бад, и Джо, - которым каким-то образом удалось прорвать завесу, отделяющую одну вселенную от другой. Теперь они живут в реальности, которая не совсем похожа на ту, которую они покинули, отправившись в космос, и каждый из них находит свой собственный способ справляться со своей новой жизнью. Но, как напоминает Генри Джо, нужно быть очень осторожным, задавая вопросы о своем положении. В конце концов, любопытство убило кошку.
Сериал показывает вселенную в которой Джо Эрикссон не выжила
Вот как работает двойная реальность: существует вселенная, в которой Пол Ланкастер (Уильям Кэтлетт) выжил после катастрофы на МКС, а Джо не выжила. Это вселенная, в которой Джо и Элис (Рози и Давина Колман) часто видят какие-то видения или в которую они переносятся, хотя и временно. Это также вселенная, в которой Бад Калдера выступает с докладами на научно-фантастических конвенциях и убивает теоретиков заговора, сбрасывая их с кораблей, и вселенная, в которой Магнус (Джеймс Д'Арси) берет Элис, чтобы спрятать в семейном домике в заснеженном лесу. Неужели он тоже от чего-то бежит? Существует ли заговор с целью заставить его замолчать, когда его жена ушла из жизни? А что с Бадом? Что значат для его дела искажения в изображениях с камер видеонаблюдения на корабле?
Хорошо, что мы можем сосредоточиться на этих вопросах, а не гадать, какая реальность и что именно происходит. Шоураннер Питер Харнесс сделал разумный выбор, решив создать четкое разграничение между двумя реальностями, в которых происходит действие сериала «Созвезди». Это позволяет не делать сериал, и без того обещающий череду поворотов, слишком запутанным и, как следствие, сбивающим с толку. Теперь, когда мы знаем, кто и как существует, мы можем сосредоточиться на более важных вопросах, таких как, например, что случилось с Лысенко и Кальдерой в космосе, и может ли Кальдера на самом деле создать туннель между двумя измерениями, вместо того чтобы постоянно пытаться собрать воедино головоломку, которая не обязательно является главной темой сюжета.
Межличностным отношениям персонажей уделяется больше времени
Это также позволяет нам уделять больше внимания межличностной интриге персонажей, особенно Джо и ее мужа. В трехсерийной премьере мы могли простить отстраненный характер их разговоров, списав его на атмосферу, которую пытался создать сериал. В "Левой руке Бога" у Джо и Магнуса больше полноценных сцен, и мы можем лучше понять динамику их брака и кризис, который грозит положить ему конец. Другая Джо не помнит ни романа со своим боссом Фредериком (Джулиан Луман), ни планов покинуть ESA ради частного концерта с его участием, но так было в ее версии, существовавшей до экспедиции на МКС. Тем временем Магнус, чувствуя, что его браку пришел конец, начал несколько неуместные отношения со школьной учительницей Элис. Джо решает вывести его на чистую воду, читая лекцию в классе своей дочери.
Подходящий момент - не самая сильная сторона персонажей «Созвездия». Фредерик также решает рассказать Магнусу о своем романе с Джо, одновременно предлагая поместить ее в психиатрическую клинику с диагнозом "посттравматическое стрессовое расстройство". Это приводит к ссоре между Джо и Магнусом, которая в итоге заканчивается тем, что Джо толкает мужа, разбивая мебель, что, по всей видимости, убивает его и серия заканчивается. Похоже, это стало отправной точкой для событий, происходящих в начале первой серии, в которой Джо и Элис от чего-то убегают, а Элис постоянно спрашивает мать о местонахождении отца.
За всем этим очень интересно наблюдать, это очень ощутимо и реально, в отличие от натянутых диалогов трех первых серий. После того как великая тайна, о которой идет речь в сериале, раскрыта, у персонажей появляется свободное место для дыхания, а их истории становятся более логичными. То, что Джо увидела в космосе, становится не столько великим заговором, охватывающим разные временные линии, сколько ее собственной травмой, сомнениями и отношениями с дочерью, которая боится незнакомой матери. С этой дополнительной глубиной персонаж Джо кажется более реалистичным, поскольку ее личные драмы покидают задний план и выходят на первый. Единственная проблема с этим развитием заключается в том, что Рози и Давина Коулман совершенно невыразительны в роли Элис. Они не кажутся плохими актрисами, но создается впечатление, что им дали слишком много работы при слишком малом опыте.
Четвертая серия «Созвездия» притягивает к себе все тайны
Этот акцент на отношениях не означает, что четвертая серия «Созвездия» полностью отказывается от тайн, которые так аккуратно создали ее предшественники. Просто "Левая рука Бога" предпочитает сосредоточиться на более интересных и характерных частях всего происходящего, что делает серию более увлекательной. Если в центре внимания Генри Кальдера, пытающийся убедить свое начальство в НАСА и хотя бы одного университетского профессора в том, что ему удалось найти мост между двумя разными реальностями, то мы более склонны обращать внимание на происходящее, сравните это с кучкой едва названных персонажей, обсуждающих политику возвращения машины на Землю. Здесь просто есть за что переживать, особенно когда мы понимаем, что у Генри может быть способ связаться со своим вторым "я", Бадом, в альтернативной вселенной.
Увы, никто не склонен верить Генри. Его начальство, похоже, хочет заставить его замолчать, как они пытаются сделать это с Джо. После того как психиатр ESA назначил ей литий, антипсихотический препарат, Джо проводит несколько тестов и обнаруживает, что ее новые таблетки идентичны так называемым витаминам, которые она получала после возвращения из космоса. Эти витамины также ежедневно принимает Генри. Судя по некоторым записям на доске Генри (стрессовая травма, литий VII, смерть в космосе), он уже соединил точки, которые Джо только сейчас начинает замечать.
Другим важным открытием становится появление в доме Джо двух кассет, записанных морской обсерваторией Скагеррака. Одна из них содержит сначала искаженную, а затем совершенно четкую запись того, как Джо пытается связаться с диспетчером во время спуска на Землю. Это приводит ее к пониманию того, что и коллеги, и муж прекрасно ее слышат и просто собираются оставить ее умирать на борту МКС, что только усиливает ее финальную схватку с Магнусом. Что касается другой кассеты, то она содержит аналогичную запись, сделанную в 1967 году советским космонавтом. Может быть, это Ирена? Ее "сестра" из параллельной реальности? Как бы то ни было, это определенно та самая кассета, которую Джо навязчиво слушает в машине в первой серии, когда убегает с Алисой. Судя по всему, все идет по кругу. Но это не значит, что дальше история будет менее интересной - особенно если учесть, что есть еще целая вселенная.
Комментарии