Для создателей сериала «Тень и кость» было амбициозным решением адаптировать истории из двух отдельных серии книг "Гришаверс" Ли Бардуго. "Тень и кость" и "Шесть воронов" это полноценные истории, разворачивающиеся в сложном фэнтезийном мире, а это значит, что соблюдение фокуса при адаптации сюжетных линий двух групп главных героев потребовало бы внимательности и большой работы. В первом сезоне сериала Netflix две сюжетные линии были эффективно объединены, вороны предстали в виде солидной группы побочных персонажей, а основное внимание было сосредоточено на Алине (Джесси Мей Ли) как на главном герое. В результате получилась плотная история с несколькими точками зрения, которая дала Алине достаточно экранного времени, чтобы стать главной героиней в конце концов, сериал назван в честь серии ее книг, а не воронов.

Однако во втором сезоне потерялся фокус, уделив несбалансированное количество экранного времени множеству персонажей. Несмотря на то что Алина главная героиня, вороны во втором сезоне крадут сериал (и это не в хорошем смысле). Воронам уделено гораздо больше внимания, чем требовалось по сюжету, в результате чего Алина оказалась на обочине. Из-за того, что сюжет пытается выправить ситуацию с Алиной в центре внимания, темп также становится несбалансированным. Если добавить к этим проблемам тот факт, что в сюжет вводятся новые персонажи, у которых также есть свои собственные серии книг, например, расширенная история Николая (Патрик Гибсон) в "Короле шрамов", второй сезон «Тени и кости» страдает по многим направлениям из-за несбалансированного акцента. Алина может быть главной героиней, но она отходит на второй план в пользу персонажей, которые должны быть второстепенными, но в итоге затмевают тех, кто должен быть главной фигурой.

Второй сезон «Тень и кость» провалился из-за несбалансированного сочетания сюжетов

Тень и Кость

Фэнтези как жанр уже давно использует прием "избранник", и сериал «Тень и кость» вполне соответствует этому принципу. Однако, продолжая создавать другие части романа "Гришаверс", она начала использовать другие сюжетные структуры с различными архетипами для своих главных героев. В то время как Алина в "Тени и кости" следует в основном моральным принципам, в дулогии "Шесть воронов" используется троп "любящая найденная семья" с менее моральными главными героями, а стиль "Короля шрамов" находится где-то посередине между ними. Хотя каждый из этих типов сюжетных линий и персонажей интересен сам по себе и хорошо сочетается с их историями, включать их все не просто слишком амбициозно - это отрицательно сказывается на общем качестве сериала. Однако исполнение - ключевой момент, и второй сезон разрушает фокус, темп и воздействие истории в целом, рассказывая не те истории и не в то время.

В рамках одного сезона «Тень и кость» была попытка реализовать весь сюжет книг "Осада и буря", "Руины и восход" и "Кривое королевство" (в дополнение к деталям и взаимодействиям персонажей, основанным на "Шести воронах") - это более полутора тысяч страниц исходного материала. Кроме того, во втором сезоне Дарклинг (Бен Барнс) получил еще больше внимания и нюансов. Включение в один сезон достаточного количества деталей из четырех книг (некоторые из которых даже не являются частью серии "Тень и кость") оставляет 3 сезон «Тень и кость» открытым для шоураннеров, чтобы сделать что-то свое и рассказать историю по-своему, без необходимости придерживаться оригинальной сюжетной линии, изложенной в книгах. Но без целостного второго сезона третьего просто не будет. Ускоренное прохождение сюжетных линий, изложенных в книгах, только для того, чтобы прийти к моменту, когда появляется больше творческой свободы, это нетерпеливый способ структурировать сезон, и в этом сериале сюжет просто стал слишком раздутым.

Сюжетная линия Алины зажата меж воронами

Тень и Кость

Как и в книге, второй сезон сериала начинается с того, что Алина пытается собрать Усилители, необходимые для победы над Дарклингом, более чем в два раза быстрее, чем следовало бы. Всего за две серии она уже успела встретиться и объединиться со Штормхондом, найти и убить морского хлыста. В книгах это происходит немного раньше, не намного по сравнению с сериалом, но в "Осаде и буре" есть много завязок и предысторий к этому моменту, а связь Алины с Усилителями - важная часть ее сюжетной линии. То, что было подробно описано в книгах, во втором сезоне осталось за кадром. Цель этого пункта не в том, чтобы сказать, что книги лучше, а в том, что важная часть сюжетной линии Алины не получила должного времени и необходимой глубины, чтобы по-настоящему понравиться, или даже просто чтобы поставить ее выше базового уровня для обычных избранных фэнтезийных сюжетов.

Причина этого может быть довольно простой, если не сказать очевидной. Пожалуй, вороны, обладающие динамичными характерами и мотивами, могут считаться более интересными, чем Алина. Это досадный дисбаланс, учитывая, что вороны всегда должны были быть вторичны по отношению к Алине, Мэлу (Арчи Рено) и Дарклингу. Несмотря на то что в первом сезоне они выполняют свою функцию, во втором сезоне вороны (Фредди Картер в роли Каза, Амита Суман в роли Инея, Кит Янг в роли Джеспера, Даниэль Галлиган в роли Нины, Калахан Скогман в роли Матиаса и Джек Вулф в роли Вайлана) занимают не свое место, имея всего восемь серий для изучения шести персонажей, которые должны быть вторичными по отношению к героям сюжетной линии Алины. Несмотря на то, что из-за ограниченного времени сюжет воронов приходится сжимать вместе с сюжетом Алины, Каз, по крайней мере, получает сцену, которая в некоторой степени соответствует его разборкам с Пеккой Роллинсом (Дин Леннокс Келли) в "Кривом королевстве". Сцена выбивается из общего сюжета, особенно если сериал планировал продлить историю до третьего сезона и потенциального спин-оффа "Шесть воронов". Однако сцена дает Казу и воронам несколько приятный момент, соответствующий книге. У Алины, к сожалению, их не так много.

Во втором сезоне «Тень и кость» в центре внимания множество других персонажей

Тень и Кость

Адаптация всегда будет иметь отличия от исходного материала, но изменения в истории Алины оставляют на обочине и ее саму, и ее товарищей по романам "Тень и кость", "Осада и буря" и "Руины и восстание". Штормхонд, новое дополнение к актерскому составу, представленное в "Осаде и буре", заслуживал более длинной и структурированной сюжетной линии, чем он получил. Как главный герой дуэли, его персонаж, один из самых интересных побочных героев истории Алины, но из-за урезанного времени действия он так и не получил экранного времени, необходимого для придания его характеру глубины. Его союзники, включая Толю (Льюис Тан) и Тамар (Анна Леонг Брофи), также больше похожи на персонажей второго плана, чем на многомерных героев, что приводит к тому, что зрители меньше заботятся о Штормхонде и его команде. Его личность как принца Николая также раскрывается только в третьей серии, что означает, что сериал «Тень и кость» дает ему только один эпизод в качестве Стормхонда перед поспешным раскрытием.

Главный антагонист также получил менее чем звездное обращение, хотя и по-другому. Конечно, Кириган получает немного драгоценного экранного времени, но большая его часть посвящена его разгадке, и это было бы не так важно, если бы большинство его сцен не показывали одни и те же повторяющиеся чувства и поведение. Пожалуй, самое вопиющее умаление роли Дарклинга в сериале заключается в том, что по мере того, как Алина набирает силу, Кириган становится все слабее. Когда у главного антагониста истории становится все меньше шансов одержать победу над протагонистом, ставки становятся опасно низкими. По сравнению с мощным присутствием Киригана в первом сезоне, его присутствие во втором становится абсолютно бесполезным. С точки зрения сценариста, идея исследовать человечность Дарклинга не так уж плоха, и, возможно, было бы больше времени для проведения параллелей между ним и Алиной, если бы сама Алина получила больше глубины. Но из-за огромного количества персонажей на это просто не хватило времени.

Роман Алины и Мэла тоже страдает. Из-за поспешных сюжетных моментов, неуверенного темпа и неправильного использования моментов, связанных с персонажами, Алина и Мэл как романтическая пара отходят на второй план. Их роман уже не так актуален, как в первом сезоне, что привело к совершенно иному финалу для них двоих. Если в книге Алина и Мал живут тайной и счастливой жизнью вместе, то в сериале они расстаются именно тогда, когда их отношения имеют потенциал стать настоящими и действительно работать. Опять же, изменения от книги к сериалу Netflix могут быть хорошими, но эта идея просто не была исследована с достаточной глубиной и временем, чтобы быть удовлетворительной.

Поскольку в книге "Тени и кости" главным героем является Алина, логично, что и в сериале она будет такой же. Чтобы Алина работала как протагонист, ее персонаж и история должны быть в центре внимания. У воронов, несомненно, есть большой потенциал для развития характеров, новые сюжетные линии, связанные с ограблениями, найденная семейная динамика, которая радует сердце, и тон, конкурирующий с сюжетной линией "Избранного", которую возглавляет Алина, но в центре внимания должны были быть совсем не они. Вороны могли бы иметь свой спинофф и оставить историю Алины только ей. Однако во втором сезоне воронам было уделено гораздо больше внимания, чем мог позволить сюжет, и Алина как главный персонаж оказалась на обочине своей собственной истории. От недостатка внимания страдает не только она, но и все второстепенные персонажи (и, по иронии судьбы, вороны тоже).