Может ли сериал сделать одновременно и слишком много, и слишком мало? Это кажется невозможным, и все же перед нами «Весь невидимый нам свет». Адаптировать любой роман для экрана это задача не из легких, но адаптировать любимый роман, удостоенный Пулитцеровской премии, который не только рассказывается нелинейно, но и уделяет много времени внутренним размышлениям героев, а также переполнен великолепной, трогательной прозой? Это очень дорогого стоит. Четырехсерийный сериал Netflix по роману Энтони Дорра 2014 года, к сожалению, не сочетает всё это в себе.
Сериал «Весь невидимый нам свет», созданный по сценарию Стивена Найта и режиссера Шона Леви, рассказывает о Мари-Лор ЛеБлан (Ария Миа Лоберти). Она слепая девочка, пытающаяся выжить в прибрежном французском городке Сен-Мало во время нацистской оккупации, в то время как ее отец Дэниел (Марк Руффало) пытается сохранить драгоценный и, возможно, проклятый камень из Музея естественной истории в Париже от рук третьего рейха. Переехав к дяде Дэниэля, затворнику Этьену (Хью Лори), и сестре Этьена, мадам Манек (Мэрион Бэйли), они становятся частью сопротивления в Сен-Мало, собирая информацию о передвижении немецких войск и передавая ее Этьену через его запрещенное радио на чердаке. Именно этот радиоприемник связывает Мари-Лор с Вернером Пфеннигом (Луис Хофманн), сиротой, который был призван в нацистскую армию из-за своих навыков работы с радиоприемниками и обнаружения радиочастот. Когда американцы бомбят Сен-Мало в надежде освободить город, жизни Мари и Вернера пересекаются самым неожиданным образом.
В романе много говорится о войне, надежде, связях и сложных характерах, переживающих все это, но при сокращении более чем 500-страничной книги до четырех часов теряется большая часть нюансов размашистой истории Дорра. Сериал пытается сохранить многих персонажей и сюжетные линии романа, но изменения, сделанные с целью упростить их ради экономии времени, в большинстве случаев выглядят недостаточно проработанными или лишенными тонкости. Импульс добавить больше действия в историю, рассказанную в визуальной форме, вполне логичен, но это дополнительное действие в сочетании с сохранением структуры романа, прыгающей во времени, приводит лишь к проблемам с темпом.
Взять, к примеру, главного злодея сериала Райнхольда фон Румпеля (Ларс Айдингер), карикатурно злодейского высокопоставленного члена немецкой армии, склонного к монологам, полным объяснений, который охотится за драгоценностью (известной как Море пламени), находящейся у Лебланов, и делает все возможное, чтобы выследить Мари в Сен-Мало. Однако, конфликт полностью лишается энергии, когда он и Мари сталкиваются в первой серии перед тем, как встретиться один на один в финале. Таких преждевременных встреч и разоблачений в сериале несколько, что нарушает динамику сюжета и, соответственно, эмоциональную отдачу. Это военная история, которая выглядит великолепно в кинематографическом плане, но из-за того, что некоторые сюжетные линии персонажей так запутаны, ей не хватает эмоционального накала. Несмотря на несколько ярких моментов, разрозненная экранизация не может в полной мере соответствовать масштабной истории.
Это не значит, что некоторые сцены не доведут вас до слез. Честно говоря, только вид Хью Лори в его роли может заставить заплакать. Он прекрасен в роли Этьена, ветерана Первой мировой войны, страдающего посттравматическим стрессовым расстройством, которое не покидало дом его сестры в течение 20 лет, и открывшего для себя второй шанс благодаря отношениям с Мари. Когда на глаза Лори наворачиваются слезы, у всех нас происходит то же самое, даже если его персонаж один из тех, кого преждевременное разоблачение сделало "грязным". Но самое сильное впечатление производит роль Лоберти в роли Мари. Она собиралась защищать докторскую диссертацию, когда откликнулась на кастинг этой роли, и отсутствие у нее предыдущего актерского опыта делает еще более впечатляющим тот факт, что она так правдоподобно передает поединок страха и стойкости Мари. Она - сердце спектакля, но ее игра никогда не переходит в разряд "ширпотреба". Это заставляет желать, чтобы конечный продукт достиг ее уровня.
Сериалу не хватает настоящего выплеска эмоций, чего, безусловно, не было в романе. В чем-то он слишком далеко отходит от первоисточника, а в чем-то, возможно, остается слишком близким к нему (может быть, уничтожающее динамику прыгание во времени было не лучшей идеей для экрана?). Не то чтобы сериал «Весь невидимый нам свет» был плохим, это прекрасный способ провести четыре часа. Просто в нем было столько возможностей для того, чтобы эмоции были более сильными, персонажи более сложными и интересными, а сюжет заставлял задуматься. Сериал мог бы стать не просто хорошим, а чем-то большим. Премьера сериала состоится в четверг, 2 ноября.
Комментарии