Даже спустя 60 с лишним лет после выхода в эфир одной из самых популярных программ своего времени «Сумеречная зона» по-прежнему остается одним из самых страшных сериалов всех времен и народов, поэтому определить, какая из его серий является самой страшной, не так-то просто. Это "Глаз смотрящего", классическая серия с травмирующими хирургами со свиными лицами? Или это "Захватчики", эпизод, который мастерски работает на напряженности и атмосфере? Близко, но не совсем. А как насчет двусмысленности и дезориентации "Автостопщика"? Можно привести доводы. Но, действительно, ни одна серия не напугала зрителей так, как "Живая кукла", эпизод который оказался настолько тревожным, что породил один из самых популярных поджанров во всем мире ужасов о куклах-убийцах.
Классическая и простая постановка сюжета
Серия "Живая кукла" впервые вышла в эфир 1 ноября 1963 г., как небольшое продолжение Хэллоуина. Учитывая, что в тот год Хэллоуин приходился на четверг, а «Сумеречная зона» выходила по пятницам, можно предположить, что CBS не могла выпустить эту серию про куклу-убийцу на день раньше, но, похоже, они намеренно выпустили ее в эфир именно тогда. Эта серия была создана для того, чтобы напугать. Сюжет рассказывает об эмоционально жестоком муже и отчиме Эрихе Стриторе (Телли Савалас), человеке, который заставляет свою жену Аннабель (Мэри Ла Рош) обходиться с ним очень бережно и отрицает всякую любовь и ответственность за свою падчерицу Кристи (Трейси Стрэтфорд). Однажды Аннабель и Кристи возвращаются домой, купив новую куклу, заводную говорящую куклу по имени Болтушка Тина (Джун Форэй). Эрих сразу же не одобряет того, что его жена купила их ребенку еще одну игрушку, но вскоре после того, как он забирает ее, оказывается, что Тина не так уж счастлива с Эрихом.
Эта серия одна из тех, которые прекрасно объясняют, чем же так хороши простые сюжетные синопсисы сериала. "Живая кукла" эффективна тем, что, как и в случае с Эрихом, вы уверены, что Тина действительно с ним разговаривает... но остается шанс, что все это ему только кажется. Это классическая формула «Сумеречной зоны», когда не знаешь, то ли с главным героем что-то не так у него в голове, то ли с ним действительно что-то не так. Поначалу Эрих не обращает внимания на ее тревожные высказывания ("Меня зовут Болтушка Тина, и я думаю, что могу даже убить тебя") и подмигивания во время ужина, считая это странным дизайнерским решением. Он даже обвиняет Аннабель в том, что она поместила рацию внутрь Тины. На протяжении большей части "Живой куклы" Эрих убеждает себя в том, что эта кукла никак не может ему угрожать. Однако это не вечно, и он начинает понимать, что угрозы Тины не надуманы. Ответ может быть только один: либо у Эриха что-то не в порядке с головой, либо эта игрушка хочет лишить его жизни.
Болтушка Тина это самая страшная кукла-убийца в поп культуре
Как ни крути, в голове или нет, но эта игрушка пугает с самого начала. У нее, конечно, обычный "милый" кукольный дизайн, но есть в ней что-то настолько внеземное, что она кажется просто жуткой. Тину редко снимают в анфас, а черно-белая съемка сериала вообще лишена каких-либо смягчающих характер цветов. Она просто жесткая, деревянная, с мертвыми глазами кукла. Мы даже не видим, как она двигается! Как правило, она снята в боковом ракурсе или немного смещена влево или вправо, поэтому зритель редко может установить с ней зрительный контакт. Ледяной голос Джун Форэй, озвучивающей куклу, придает персонажу дополнительную тревожность. У нее высокочастотный, холодный, стеклянный голос, который режет как нож. Даже когда она заводится и говорит: "Меня зовут Болтушка Тина, и я тебя очень люблю", это все равно звучит так, как будто она говорит: "Меня зовут Болтушка Тина, и я собираюсь тебя убить". Ни до, ни после «Сумеречной зоны» не было такого жуткого злодея, как Болтушка Тина.
Но если она и должна была преследовать кого-то на этой планете, то это мог быть Эрих Стритор. Серьезно, этот парень просто отморозок! Телли Савалас в этой роли великолепен, настолько, что хочется ударить его по лицу. Каждый раз, когда он открывает рот, он либо хамит своей семье, либо просто кричит на них. И за что? За то, что его дочь получила новую куклу? Савалас всегда отлично играл придурков, в том числе и в фильме «На секретной службе Её Величества», где он сыграл главного врага Джеймса Бонда - Эрнста Ставро Блофельда, но в роли Эриха он вступает в игру. Даже когда к концу серии он начинает отступать, пытаясь спасти свой брак, его не жалко. Он зашел слишком далеко - разберись с ним, Болтушка Тина! Ради всех и каждого!
Каждая серия "Сумеречной зоны" имеет преимущество: они сняты в одновременно красивом и жутком черно-белом цвете, но "Живая кукла" привлекательна не только по этой причине. Больше, чем в других сериях, этот эпизод играет с тенями, заставляя зрителя гадать, в каком углу комнаты может притаиться Тина. Идет ли Эрих по темной комнате своей падчерицы или бродит по тускло освещенному гаражу, но ощущение того, что Тина может подкрасться к нему в любой момент, не покидает. Хорошо помогает и то, что эта серия одна из самых спокойных в сериале. Большую часть времени приходится прислушиваться к шуму от вращающихся шестеренок Тины в другом месте дома, поэтому музыкальное сопровождение сведено к минимуму.
Секретный рецепт каждой серии «Сумеречной зоны»
При этом сопровождающая "Живую куклу" музыкальная партитура Бернарда Херрманна удивительно скудна. Основную роль в музыкальном сопровождении играет гудящий бас-кларнет. Это атмосферное звучание, которое звучит низко и больше похоже на зловещую угрозу в тени, чем на легко заметного убийцу, преследующего вас по улице. Утонченность это ключевой момент в этой музыке, но также иногда звучат арфы и челесты, которые дополняют работу Германа, добавляя достаточно изюминки «Сумеречной зоны» к остальным витающим в воздухе звукам.
Благодаря тому, что в музыке Херманна тонко передана угроза, исходящая от Болтушки Тины, "Живая кукла" и по сей день остается самой страшной историей о кукле-убийце. Она не теряет своей актуальности из-за ограниченности телевизионного бюджета 1960-х годов. Тина не выглядит в стиле избитых ужастиков, как легендарная кукла-убийца Аннабель, и не является крикливой, шумной, веселящейся куклой, одержимой серийными убийцами, как Чаки. Нет, мы не имеем ни малейшего представления о том, что происходит с Болтушкой Тиной. Она чистый лист, и выглядит как обычная кукла и не имеет никакой предыстории. Мы ничего не знаем о ней, кроме того, что она проложила путь для последующих кукол-убийц, снялась в самой страшной серии «Сумеречной зоны» и, что самое главное, нам лучше быть с ней поласковее.
Комментарии