Подробный анализ «сюжетной брони» одного из самых интересных персонажей на телевидении
В старших классах школы, как у нас в России и странах СНГ, так и в Америке, проходят бессмертную русскую классику — «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского. Вы скажете, причем здесь «Ходячие мертвецы»? Все просто.
«Преступление и наказание» — это относительно простая в сюжетном плане история о попытке главного героя стать больше, чем просто человеком. Родион Раскольников самостоятельно создал для себя теорию о так называемом «сверхчеловеке» — к слову, Достоевский опередил в этом известного философа Ницше, придумавшего данный термин. Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы, чтобы доказать себе, что таким образом сможет возвыситься над человечеством, вершить судьбы, но вместо этого злодеяние отбрасывает его от самого понятия человечности. К сожалению, Раскольников — не ницшеанский сверхчеловек, а потому его гложет чувство вины и раскаяние.
И вот, спустя десятилетия нам являют платоновский тип сверхчеловека. Как вы уже догадались, это Рик Граймс. Герой «Ходячих мертвецов» является идеалом сверхчеловека, во многом — благодаря «сюжетной броне» и неприкасаемости.
Рик нужен сюжету больше прочих. Именно его глазами мы проходим через зомби-апокалипсис мира «Ходячих», через большинство невзгод и радостей сериала. Рик может убить любого, кого захочет, сам при этом оставаясь защищенным невидимой рукой шоураннеров. Он будто облачен в пуленепробиваемые доспехи с головы до ног на протяжении всего шоу, даже его иммунитет к вирусу говорит нам об этом.
В этом нет ничего плохого, хотя можно сколько угодно обвинять сценаристов в трусости или потакании фанатам. Сериал имеет славу шоу, в котором любой персонаж может погибнуть хоть завтра, но правда в том, что нам нравится сверхчеловечность Рика. Представьте себе, как какой-нибудь среднестатистический Иван Иванов пытается выжить среди ходячих или пройти через то же, что и Рик. Было бы это так интересно? Нас куда больше привлекают экстраординарные, сильные и харизматичные персонажи. Именно их мы делаем своими героями. Включая Рика.
Однако как быть с концепцией сверхчеловека? Труды Ницше не зря послужили вдохновением как величайшим гениям, так и жесточайшим тиранам (как известно, именно концепцией сверхчеловека руководствовался Адольф Гитлер, создавая армию для покорения мира). Сверхчеловек, благодаря «Ходячим мертвецам» или «Преступлению и наказанию», уже запрограммирован в наш мозг как что-то важное, как то, за чем интересно наблюдать. Ведь Ницше всерьез думал, что время, когда все люди станут сверхлюдьми, близко. Конечно, у него еще была смерть Бога, но это тема для других телесериалов.
Что еще выделяет Рика как представителя сверхлюдей? Что ж, Раскольников не зря совершил убийство — похоже, это был шаг в более-менее верном направлении.
Несмотря на кодекс чести Рика — «мы не убиваем живых», — ему приходится делать это довольно часто. Показателен первый такой случай: момент в эпизоде «Небраска» 2 сезона, где Рик избавляется от угрожающих его общине незнакомцев.
И, конечно, еще был Шейн, который пытается убить Рика в конце того же сезона. Стоит Шейну замешкаться, и Рик мгновенно наносит удар. А после объявляет, что никакой демократии в их группе выживших больше не будет. Без Рика такого просто не могло бы случиться.
И таких случаев немало за долгую историю шоу. С помощью Рика сериал изучает возможные последствия глобальных действий одного человека, влияющих на многих.
Самое интересно, что порой Рик просто сходит с ума. Стремление всегда принимать решения и груз ответственности в сочетании с насилием и стрессом вокруг никому не пойдут на пользу. Например, после смерти жены Рик продолжает разговаривать с ней по выключенному телефону.
Психическая неустойчивость Рика интересна с точки зрения его сверхчеловечности. Представьте, что Супермен в один прекрасный день начнет стрелять лазерами из глаз прямо посреди Метрополиса. А ведь у Рика нет непереносимости криптонита. И как с этим быть?
Окружающие обычно слишком заняты другими проблемами, чтобы всерьез воспринять как проблему самого Рика. Противопоставление Рика и «обычных людей» особенно явно проступает в сюжетной линии Александрии. Даже робкие александрийцы со временем начинают осознавать прелести жизни со сверхчеловеком, настолько, что даже идут вслед за ним в битву против «сверхъантагониста» — Нигана.
«Ходячие мертвецы» любят играть в героя и злодея в случае с Риком и Ниганом. Оба героя понимают, что в столь непростое время только кто-то особенный, не такой, как все, поможет человечеству выжить. Ниган лишь более самоуверен, называя себя «Спасителем».
Создав образ Рика Граймса как сверхчеловека, шоураннеры сериала запустили сложный, интересный сюжет о необычных людях в необычных обстоятельствах. И стоит признать, что это гораздо увлекательнее, чем наблюдать за обычными людьми, силящимися выжить.
Неизвестно, руководствовался ли Роберт Киркман концепцией сверхчеловека, когда заставлял своего героя пройти через огонь и медные трубы. Но теперь можно утверждать наверняка, что сценаристы сериала четко представляют себе, каким должен быть Рик, и пользуются его неуязвимостью, чтобы сделать сюжет еще ярче.
Напомним, что финальный эпизод сезона выйдет 16 апреля. Если вам интересно, что не так с 8 сезоном и каковы различия между комиксами и сериалом, а также кто умрет до окончания сезона, вы можете ознакомиться с другими статьями по «Ходячим мертвецам».
Согласны ли вы с данной статьей? Напишите свое личное мнение по поводу персонажа Рика и его возможной гибели в комментариях!
Комментарии