Прославленный мексиканский режиссер Альфонсо Куарон дебютирует на телевидении, и результат не может быть лучше. В сериале «Все совпадения случайны» он представляет Кейт Бланшетт в роли Кэтрин Рейвенскрофт, опытной журналистки, чьи документальные фильмы известны тем, что раскрывают правду, с которой люди не хотят сталкиваться, но, как выясняется, у нее самой есть одна из таких правд. Чтобы выстроить психологический триллер, который разворачивается, когда кто-то другой угрожает раскрыть темную тайну Кэтрин, Куарон использует множество хитроумных приемов повествования, но самый умный из них - это дикторский голос. Дело в том, что в этом сериале не один рассказчик, так что давайте разберемся, что же тут происходит.

Сколько рассказчиков в книге «Все совпадения случайны»?

Сериал Все совпадения случайны

Одним из уникальных аспектов этого сериала по сравнению с другими на потоковом телевидении является тот факт, что в нем не один, а два рассказчика, причем оба они выполняют абсолютно разную повествовательную функцию. На самом деле, то, как они рассказывают свои сюжетные линии, полностью отличается друг от друга, делая их практически самостоятельными персонажами.

Первый рассказчик принадлежит Кэтрин Рейвенскрофт и ее части сериала, ее роль исполняет Индира Варма. У рассказчицы Вармы очень своеобразный стиль, и поначалу она может даже смутить зрителей тем, как она написана. Рассказывая историю Кэтрин, она использует второе лицо единственного числа, как бы пересказывая действия самой Кэтрин, а также то, что главная героиня думает об окружающем мире, включая ее мужа Роберта (Саша Барон Коэн) и сына Николаса (Коди Смит-МакФи). Варма также озвучивает действия и мысли Роберта, но при этом использует третье лицо единственного числа, как будто рассказывает Кэтрин о собственном муже.

На стороне Бригстока в «Все совпадения случайны» повествование ведет Стивен Бригсток (Кевин Клайн). Однако в отличие от всезнающего повествователя Вармы, Стивен рассказывает только о том, что знает его персонаж. Он говорит о своих чувствах от первого лица единственного числа, как будто размышляет о них, а зритель - свидетель. Когда он говорит о своей жене Нэнси (Лесли Мэнвилл) и сыне Джонатане (Луис Партридж), он использует третье лицо единственного числа, но всегда смотрит на них как на объекты своей собственной жизни и повествования.

Рассказчики - нечто большее, чем средство повествования

Сериал Все совпадения случайны

В романах рассказчики - обычное и даже вполне привычное дело, но в фильмах и сериалах они встречаются не так часто. Если только главный герой не рассказывает свою историю, это не то, что мы видим каждый день на экранах - настолько, что когда появляется история, в которой грамотно используется дикторский закадровый голос, она становится мгновенно узнаваемой. Например, в фильме «Персонаж» героиня Эммы Томпсон неосознанно пишет историю главного героя фильма Уилла Феррелла, и в итоге ее рассказ и его история сходятся.

В этом сериале происходит нечто подобное, вплоть до того, что кажется, будто рассказчик Индиры Вармы на самом деле персонаж истории, и Кэтрин знает о ней, хотя она - всего лишь внутренний монолог в ее голове. Все, что делает Кэтрин, передается напрямую, как будто кто-то наблюдает за ней или читает ее в книге. Это умный прием, выбранный Куароном, потому что есть роман «Идеальная незнакомка», в котором раскрывается темная тайна из прошлого Кэтрин.

Наличие всезнающего рассказчика, который не является Кэтрин, создает ощущение, что она теряет контроль над собственной жизнью после прочтения книги, и что ее осознание собственного «я» ставится под угрозу, поскольку ее глубоко запрятанная тайна грозит выйти наружу. Между тем Стивен Бригсток, повествующий обо всем от первого лица единственного числа, показывает, что он контролирует всю ситуацию, взаимодействует с Рейвенскрофтами и действует, чтобы отомстить за смерть Джонатана. Он использует первое лицо, потому что делает все сам, несмотря на то, что на самом деле книга была написана его женой перед ее смертью.

Наличие двух рассказчиков - серьезное отклонение от оригинального романа Рене Найта, где есть один единственный рассказчик. Однако в сериале это прекрасно работает, несмотря на то что рассказчики часто ассоциируются с письменными, а не визуальными носителями информации. Разница между двумя рассказчиками и их подходами к сюжету призвана активно манипулировать зрителями и их восприятием персонажей и их поступков. Уверенность и решительность Стивена контрастирует со спокойствием и отстраненностью Вармы, что заставляет нас поверить в идею о том, что именно Кэтрин ответственна за все происходящее. С учетом имеющихся на данный момент фактов, возможно, так оно и есть, но, учитывая, что рассказчики выступают в этой истории почти как персонажи, может произойти неожиданный поворот, так что даже на них не всегда можно положиться.