И Годзилла, и Конг - персонажи, существующие уже более ста лет, за плечами которых десятки фильмов. В основном эти франшизы можно разделить на две категории. Первая - это фильмы, которые пытаются исследовать глубокие проблемы или темы под видом фильмов о монстрах, такие как «Кинг Конг» 1933 года, «Годзилла» 1954 года или «Годзилла: Минус один» прошлого года. Другая, более глупая категория, основана на том, чтобы просто наблюдать, как эти гигантские существа сражаются друг с другом без всякой причины, кроме той, что это довольно забавно - смотреть, как гиганты наносят массовые разрушения и устраивают масштабные потасовки.

Когда начиналась новая "Вселенная монстров", она, по крайней мере, думала, что относится к первой категории: в 2014 году были сняты мрачный «Годзилла» Гарета Эдвардса и «Конг: Остров черепа» с его взглядом на мир после Вьетнамской войны. Но, как и многие другие подобные фильмы, вселенная монстров начиналась как нечто более глубокое, а затем быстро скатилась в более легкую вторую категорию, где обломки и огромные задницы превзошли любое подобие глубокого смысла. Такие фильмы, как «Годзилла: Король монстров» и «Годзилла против Конга», бросали друг на друга кучу огромных монстров с самыми тонкими сюжетами (потому что, действительно, кому нужен сильный сюжет?), что и стало направлением для этой мешанины кинематографической вселенной. Последняя часть этой вселенной монстров - фильм Адама Вингарда «Годзилла и Конг: Новая империя», который полностью принимает это направление обеими руками и является самым абсурдным фильмом в этой вселенной, что одновременно и сила, и слабость.

О чем фильм «Годзилла и Конг: Новая империя»?

Фильм Годзилла и Конг: Новая империя

После «Годзиллы против Конга» эти два чудовища стали держаться подальше друг от друга. Годзилла остается на поверхности, где защищает людей от других монстров и в свободное от битвы время спит в Колизее, а территорией Конга является недавно открытая Пустая Земля. Пока Годзилла топает по земле, защищая людей (а также разрушая бесчисленные знаковые достопримечательности и, вероятно, убивая тысячи людей), Конг в основном предоставлен сам себе. Будучи, похоже, последним представителем своего вида, Конг одинок, и, что еще хуже, у него болит зуб.

Доктор Илин Эндрюс (Ребекка Холл) следит за Конгом, а ее приемная дочь Джиа (Кейли Хоттл) - последняя представительница племени, которое жило в гармонии с Конгом на Острове Черепа, - видит видения, призывы о помощи, которые, кажется, исходят с Пустой Земли. С помощью Ловца (Дэн Стивенс), доктора Титанов, и Берни (Брайан Тайри Генри), ведущего подкаста/теоретика заговора/спасителя мира из последнего фильма, доктор Эндрюс и Джиа отправляются на территорию Конга, чтобы выяснить, что происходит, что означают эти сигналы, которые улавливает Джиа, и обнаружить существо, которое может представлять угрозу для всех и вся.

Но на самом деле сюжет «Годзиллы и Конга» завязан исключительно на том, чтобы Годзилла и Конг оказались на одной стороне против еще большей потенциальной угрозы, и каждый шаг этого повествования ведет к тому конфликту, который, как мы все знаем, неминуем. Однако в первую очередь это история Конга, который отправляется на поиски своей собственной семьи, что, похоже, в значительной степени вдохновлено недавней трилогией "Планета обезьян". В «Годзилле против Конга» была предпринята попытка очеловечить Конга и сделать его персонажем, за которого мы болеем в этой схватке, и «Новая империя» развивает эту идею, чтобы сделать возможную схватку хоть сколько-нибудь значимой, что является приятным изменением, учитывая предыдущие фильмы.

Авторы все еще пытаются создать интересных персонажей

Фильм Годзилла и Конг: Новая империя

Тем не менее, Вселенная Монстров все еще пытается сделать своих человеческих персонажей интересными. Эти люди существуют в основном для того, чтобы подстроить предстоящую битву, и становятся не более чем экспозиционными машинами для объяснения того, что Годзилла и Конг не могут сказать словами. Есть несколько случаев, когда персонажи знают что-то просто потому, что этого требует сюжет, несмотря на то, что нет абсолютно никаких причин, по которым они должны обладать этой информацией. Из-за этого все невероятно удобно и по сути своей глупо. Например, когда Конга взрывает ледяной удар нового монстра, он возвращается к людям за помощью. Но хорошо, что в Пустой Земле люди случайно создали роботизированную руку для Конга, которая осталась за кадром и находится всего в нескольких минутах полета на самолете!

По крайней мере, отправляя людей в это путешествие, мы даем им немного больше возможностей, чем они имели со времен «Конга: Остров черепа». Холл, по сути, является экспертом, в котором нуждается каждый из подобных фильмов, и она делает это хорошо, в то время как Генри развлекается в качестве зрителя, потрясенного всем, что он видит. Однако самым любопытным является Появление Ловца Стивенса, который, похоже, является попыткой дать этой серии своего собственного Звездного Лорда. Мало того, что Ловец начинает летать на корабле, который выглядит прямо как из «Стражей Галактики», у него легкий нрав, гавайская рубашка, напоминающая об Эйсе Вентуре (и его даже называют таковым), и каждый раз, когда он появляется, его, кажется, сопровождают классические поп-роковые капли. Стивенс играет эту роль хорошо, но кажется, что она слишком очевидна для этого фильма.

Режим большого и тупого экшена — активирован

Фильм Годзилла и Конг: Новая империя

Если в последних нескольких фильмах мира чудовищ переход в более смешное русло давался с трудом, то Вингард переводит эту вселенную в русло простого экшена "монстр на монстра", которого эта серия пыталась избежать, но теперь, похоже, хочет ухватиться за него всей душой. «Годзилла и Конг» - во многих отношениях чрезвычайно глупый фильм. Это фильм, в котором Годзилла сражается с Конгом, нанося друг другу смертельные удары и разрушая при этом практически все Великие пирамиды. Это мир, в котором мы позволили Годзилле "защитить" нас от надвигающихся угроз, несмотря на то, что в процессе он приводит к неисчислимым разрушениям и смертям. И это опять-таки фильм, в котором на всякий случай предусмотрительно припасена роботизированная рука для Конга. В определенный момент остается только сдаться и смириться с глупостью этого мира, который Вингард преподносит нам, к лучшему или к худшему.

По сравнению с «Годзиллой: Королем монстров» и «Годзиллой против Конга» переход в новую тональность происходит гораздо плавнее и осмысленнее. Раньше эти фильмы были довольно скучными, неинтересными, бездумными, ведущими к конфликту в третьем акте. Здесь все так же, но на пути к финалу есть чем насладиться. Сценарий Терри Россио, Саймона Барретта и Джереми Слэйтера (по рассказу Россио, Вингарда и Барретта) позволяет фильму «Годзилла и Конг: Новая империя» чувствовать себя не просто декорацией, а настоящей историей. Путешествие Конга, пытающегося найти семью, - отличный выбор и, по крайней мере, дает этому монстру хоть какое-то занятие, а не хождение вокруг и ожидание битвы в последние полчаса фильма.

Адам Вингард вникает в глупость этой франшизы

Фильм Годзилла и Конг: Новая империя

При этом режиссер Вингард знает, что зрители хотят совершенно запредельного экшена, и ему это удается. Эти монстры путешествуют по миру, разрушая все на своем пути в нескольких абсурдных схватках, которые являются старым добрым тупым весельем. Временами кажется, что Вингард разбивает свои игрушки об эти пейзажи, и в этой нелепости есть своя радость. Но на фоне «Годзиллы минус один» все это выглядит как множество бессмысленных звуков и ярости. Вингард делает этот фильм идеальным для того, чтобы отключить мозг и посмотреть, как эти два гиганта нокаутируют друг друга, используя приемы борьбы, которые они каким-то образом открыли в своих мирах. Для истории, которая в начале пыталась стать чем-то большим, с более серьезным подходом Эдвардса к Годзилле, путь к этой глупости довольно разочаровывающий. Как и многие другие фильмы этих двух франшиз, он начинает с того, что пытается быть чем-то большим, чем просто фильмом о монстрах, но в итоге скатывается в легкое русло и становится не более чем просто экшеном.

Но если учесть, что вселенная монстров всегда строилась к возможной схватке между Годзиллой и Конгом, и эта схватка уже произошла, то «Годзилла и Конг: Новая империя» в некотором роде кажется, что она не знает, что делать с обоими этими персонажами в данный момент. С появлением, по сути, уменьшенной версии Конга, кажется, что сюжет планирует перейти на территорию "Сына Конга", а Вингард, похоже, гораздо больше заинтересован в нем самом. Но, как ни странно, Годзилла используется скорее как механизм, когда это нужно сюжету. Большой монстр дает о себе знать на поверхности? Пора пробудить Годзиллу от дремоты в Колизее и привлечь его к делу. Если фильмы о Годзилле чему-то и научили нас, так это тому, что он должен что-то значить в этих мирах, чтобы стать эффективным и влиятельным персонажем. Здесь же он не более чем инструмент, который Вингард может выхватить, когда Конг становится слишком перевозбужденным.

Фильм Годзилла и Конг: Новая империя

Если франшизы о Годзилле и Конге и показали нам что-то, так это то, насколько податливыми могут быть эти персонажи. Черт, даже в рамках MonsterVerse кажется, что эти два монстра сильно изменились. Конг может быть символом стремления человека присвоить и захватить власть, а также исследовать темы современности и старины. В то же время Годзилла может быть символом ядерной войны, напоминанием о прошлых катастрофах или спасителем человечества. Или же они оба могут быть просто существами, которые, очевидно, способны делать на нашей планете все, что захотят, если только они позаботятся о других злодеях, которые появятся у них на пути. В том, что эти персонажи могут быть либо олицетворением важных дискуссий, либо просто большими мальчиками, которые сражаются ради нашего развлечения, есть что-то одновременно увлекательное и крайне глупое. Вингард явно придерживается последнего подхода, и это, конечно, не самый худший способ обращения с этими двумя персонажами, но, учитывая происхождение этих героев, трудно не желать чего-то большего от того, как эти монстры представлены.

«Годзилла и Конг: Новая империя» - это бессодержательное превращение в экшен "монстр на монстра", но в то же время, пожалуй, лучшая из возможных версий такой альтернативы. Несомненно, это довольно глупо, но все же это улучшение по сравнению с тем, что мы видели в двух последних частях этой кинематографической вселенной. Если вселенная монстров хочет двигаться именно в этом направлении, Вингард проделывает достойную работу, превращая ее в абсурдное месиво из монстров, но, учитывая, с чего начиналась эта серия и как процветали эти персонажи, когда пытались быть чем-то большим, чем просто экшн, очень жаль, что фильм «Годзилла и Конг: Новая империя» - это не более чем Годзилла и Конг, швыряющиеся друг в друга пирамидами.