Когда на горизонте маячит заключительная серия сериала «Сёгун», не стоит удивляться тому, что история до сих пор продолжает наносить душераздирающие душевные раны. После потери самого доверенного генерала Торанаги (Хироюки Санада) Тоды Хиромацу (Токума Нисиока) в прошлой серии, не говоря уже о смерти его сына Нагакадо (Юки Кура) за неделю до этого, кажется, что у повелителя Эдо осталось не так уж много карт в рукаве, но зато на его стороне преимущество - время. По традиции у Торанаги есть 49 дней, чтобы как следует оплакать Нагакадо, и хотя за его передвижениями пристально следит сводный брат и новый регент Саэки Нобутацу (Эйта Окуно), это не означает, что он не может осуществить следующий этап своего плана. На этой неделе выходит серия "Багровое небо", она не о том, что наконец-то будет запущена директива о войне, о которой мы так много слышали, и не о том, что на открытом поле произойдет крупная кровавая битва между двумя враждующими фракциями. Вместо всего этого Торанага посылает в Осаку свое лучшее и самое острое оружие - леди Тода Марико (Анна Саваи).
Те, кто знаком с романом Джеймса Клавелла, уже догадываются об исходе миссии Марико, но даже основные сюжетные ходы меркнут по сравнению с захватывающим эмоциональным путешествием, которое происходит на протяжении 9 серии. Предпоследняя серия «Сёгуна» это не просто прощальная песня для любимого персонажа, это ода тому, кто стал таким же важным для повествования, возможно, даже более важным, чем сам Блэкторн (Космо Джарвис). Благодаря адаптации знаменитой книги Рэйчел Кондо и Джастина Маркса, сериал стал историей Марико, и эта неделя стала не только демонстрацией самой героини, но и потрясающей способности Саваи заставлять нас замирать на каждом ее слове.
Все съезжаются в Осаку в 9 серии «Сёгуна»
После того как в прошлой серии стало известно, что Марико попросили присоединиться к Блэкторну и Ябусигэ (Таданобу Асано) в их поездке в Осаку, стало ясно, что оба мужчины остались в неведении относительно того, зачем она вообще здесь. Марико не собирается раскрывать истинную причину своего присутствия и настаивает на том, что ей просто удобнее присоединиться к ним на корабле, потому что все они направляются в одно и то же место. Настроение в Осаке предсказуемо напряженное, ведь мы уже знаем, что лорд Ишидо (Такехиро Хира) держит семьи членов Совета под замком в своем дворце, чтобы заставить регентов подчиниться любому решению, принятому им и Очибой (Фуми Никайдо). Удивительно, что кому-то из них удается по-настоящему выспаться, прежде чем Блэкторн и Ябусигэ будут вызваны на встречу с Ишидо и Советом на следующий вечер. Но даже Ябусигэ не удается повернуть ситуацию в свою пользу, особенно после того, как он попытался предложить Блэкторну свою артиллерию в качестве демонстрации своей истинной верности. Это авантюра, и она не оправдывается, когда Ишидо быстро выпроваживает их из дома.
Однако оказывается, что не только они ищут аудиенции у Ишидо: вскоре появляется Марико, которая поначалу проявляет необходимую любезность - поздравляет Ишидо и Отибу с недавней помолвкой, вспоминает с Отибой их совместное пребывание в Адзути в юности. Но затем она раскрывает истинную причину своего визита: лично сопроводить жену Торанаги, Кири (Ёрико Догути), а также его супругу, Сидзу (Мако Фудзимото), и ее новорожденного ребенка обратно в Эдо. Ишидо, естественно, настаивает на том, что этого делать нельзя, тем более что Торанага приказано явиться в Осаку всего через несколько недель. Марико клянется, что они с Торанагой вернутся в тот день, когда он пообещал сдаться, - если только всех в городе не заставят оставаться на месте. Это еще более рискованная авантюра, чем у Ябусигэ: по долгу службы Марико должна подчиняться приказу своего сеньора Торанаги, и хотя о заложниках Ишидо известно всей Осаке, для него было бы бесчестно признаться, что всех удерживают в замке против их воли. Однако Ишидо прекрасно понимает, что если он признает, что никто не является заложником, остальные регенты и их семьи вскоре последуют примеру Марико и покинут замок.
Марико делает смертельный выбор
Это первая серия, которая дарит нам потрясающее выступление Саваи, которая своим присутствием и самообладанием держит в плену всех присутствующих в комнате. Эти же черты оказываются незаменимыми, когда Марико, Кири, Шизу и небольшой отряд верных Торанаге самураев пытаются покинуть Осаку на следующее утро. Даже когда Марико открыто бросает вызов Ишидо, что может привести к смертельному исходу, она вынуждена скрывать от окружающих, что ее собственный сын Рюдзи (Юйя Яманака), похоже, был отравлен. Покидая город, Рюдзи пообещал отречься от нее как от матери, но Марико ведет группу через ворота без единой заминки, невзирая на то, сколько стрел выпущено в ее ноги.
Столкновение с людьми Ишидо неизбежно, особенно когда они начинают настаивать на необходимости получения какого-то разрешения для того, чтобы кто-то мог покинуть город, но Марико остается бесстрастной, приказывая своим воинам убить любого, кто попытается их остановить. По мере того как людей убивают с обеих сторон, становится очевидно, что сторонников Марико становится все меньше, поскольку на них обрушивается очередная волна бойцов Ишидо, и тогда госпожа сама берет в руки нагинату, пытаясь проложить себе дорогу. Но Марико было приказано только задержать, а не убить, поэтому, даже когда она размахивает оружием, пытаясь пробить себе путь вперед, на каждом шагу она встречает сопротивление. Постепенно самообладание Марико начинает рушиться, из ее горла вырываются крики от напряжения и отчаяния, пока она не теряет равновесие и не падает навзничь.
Опустошенная, но смирившаяся Марико громко заявляет, что теперь, когда ей помешали выполнить свой клятвенный долг перед Торанагой, у нее нет другого выбора, кроме как совершить сеппуку до заката солнца в знак протеста против этого преступления. К закату солнца ее жизнь будет потеряна, но поскольку самоубийство - смертный грех в глазах церкви, она просит лорда Кияму (Хиромото Ида) быть ее секундантом в этом деле. Позже, в тот же день, у всех возникают мысли о том, что будет дальше. Другие регенты выражают сомнение в том, что Марико выполнит свою клятву, но Очиба проницательно замечает, что ее бывшая подруга "умрет, чтобы освободиться от позора, который ее обременяет", и, как следствие, "вся Осака будет опозорена тем, что позволит ей умереть". История этих двух женщин, детство, которое они разделили, как родные сестры, позволяет им понять друг друга так, как мало кто может понять - именно поэтому, когда Блэкторна и его переводчика вызывают на аудиенцию к наследнику Тайко, это оказывается прикрытием для Марико и Очибы, чтобы поговорить наедине и откровенно. Неужели годы, прошедшие с того момента, как они расстались, завели их в тупик, особенно когда Очиба обвиняет Марико в том, что она сдалась бессмысленной смерти? Однако, как срочно напоминает Марико, у Очибы больше сил в этой борьбе, учитывая ее положение, и "принятие смерти - это не капитуляция".
Предательство приводит к трагическим последствиям
В то время как предыдущие серии более подробно рассматривали трагедию прошлого Марико, а также ее несчастье в браке с Бунтаро (Синносуке Абэ), девятая серия заставляет нас вспомнить, что большую часть своей жизни она была вынуждена хоронить свои эмоции за "высоким забором". Среди значимых моментов это потеря семьи после предательства отца, лишение ее чести соединиться со всеми в смерти, а на этой неделе мы узнаем, что 14 лет назад, будучи беременной сыном, Марико пыталась сбежать из дома, пробираясь через опасные сугробы в районе Сёнай. Этот поступок нечаянно привел ее в объятия церкви, что позволило ей пересечься с отцом Мартином (Томми Бастоу) и обрести покой благодаря новой вере.
К этой же вере Марико обращается в последний раз в одиннадцатый час, вызывая отца Мартина, чтобы он принял ее последнюю исповедь. Что происходит между ними, и что Марико называет своими последними желаниями, неизвестно, но с заходом солнца она готовится встретить свой конец, а Кири, Шизу и Блэкторн сидят и наблюдают за ней. Однако один человек отсутствует, и Марико понимает, что Кияма решил не приходить за ней. Вместо нее вперед выходит Блэкторн, поклявшийся поднять клинок, когда она действительно падет. Однако в тот момент, когда Марико готовится вонзить свой кинжал в ее сердце, Ишидо прерывает церемонию, чтобы дать Марико разрешение уехать.
Все это кажется слишком хорошим, чтобы быть правдой, и на мгновение так оно и есть. Блэкторн и Марико, возможно, предчувствуя, что это последний раз, когда они находятся в обществе друг друга, решают перестать отрицать свои чувства и проводят ночь вместе, засыпая в объятиях друг друга. Однако их покой будет нарушен непредвиденной угрозой, которую подкинет сам Ябусигэ, пообещав Ишидо в обмен на неприкосновенность. Убийцы в масках проникают в замок, рубят самураев во сне, а затем пробираются в комнату Марико.
Переводчик и хатамото держатся достаточно долго, чтобы сбежать, прихватив Кири, Сидзу и ребенка, а также Ябусигэ, который убедительно играет роль жертвы во всем этом. Кири предлагает им забаррикадироваться в додзо, или складе, поскольку двери достаточно тяжелые, чтобы защитить их. Но этот вариант работает только до тех пор, пока Марико не понимает, что нападавшие устанавливают взрыватели, чтобы взорвать двери. Пока Блэкторн пытается найти что-то достаточно тяжелое, чтобы заблокировать дверь, Марико прижимается к ней - в знак протеста против "позорного нападения" Ишидо, похоже, уже зная, чем обернется ее смерть.
Подобно Блэкторну, который не может поверить в то, что видит, невозможно представить себе гибель Марико как неизбежность, даже зная, что она ждала этого - просто потому, что она была краеугольным камнем «Сёгуна» с самого начала, и оригинальная адаптация не смогла этого передать. Предпоследняя серия оказывается "Багровым небом" по своим разрушениям и эффектам, которые, несомненно, будут ощущаться всеми перед финалом, но никто и представить себе не мог, что это произойдет благодаря одной женщине, а не легиону мужчин.
Комментарии