Что такое ужасы? Исследователи жанров по всему миру уже много лет обсуждают этот вопрос, как и границы научной фантастики, фэнтези, романа и так далее. В конце концов, определить, чем является или не является тот или иной жанр, - задача далеко не из легких. Тем не менее, у нас, зрителей, есть некое внутреннее понимание того, что такое ужасы. Что-то является произведением ужаса, если оно нас пугает, если оно нас тревожит и если оно заставляет нас бояться спать по ночам. Ужас, таким образом, чем-то напоминает финальную серию «Созвездия», пятидесятиминутный отрывок, который, хотя и недостаточен для решения главной проблемы сериала, завершает его первый сезон с вызывающим дрожь клиффхэнгером. Жива ли Джо (Нуми Рапас)? Погибла ли она? Какая ее версия все еще существует рядом с Элис (Рози и Давина Коулман) и Магнусом (Джеймс Д'Арси)? А что насчет Пола (Уильям Кэтлетт)? Какая версия его очнулась в больнице после выстрела Бада Кальдеры (Джонатан Бэнкс)? Мы просто не знаем, по крайней мере, пока. Ответы находятся где-то в пока еще не анонсированном втором сезоне.
Восьмая и заключительная серия "Осколки, что я укрыл от гибели" уже оставила нас в состоянии неопределенности. Мы уже отмечали, что сериал оставляет желать лучшего, когда дело доходит до создания реальных ставок для истории, которая всегда выглядит так, будто указывает на что-то большее, однако шоураннер Питер Харнесс никогда не подводил нас в том, чтобы заставить переживать за своих персонажей. Так, когда Пол просыпается в больнице в шоковом состоянии или когда Джо возвращается домой со своим так называемым мужем и дочерью, в то время как ее вторая, мертвая сущность просыпается на космической станции, возможно, никогда не спав раньше, наши экраны притягивают нас к краю наших кресел. Мы хотим знать, что с ними происходит. Мы хотим, чтобы сериал дал нам тот же уровень уверенности, что и в случае с Бадом и Генри Кальдерой. Незнание пугает, и сценаристы, режиссеры и исполнители «Созвездия» проделали отличную работу, заставив нас разделить страх героев этого сериала.
Финал «Созвездия» начинается с одного из самых страшных моментов сериала
Но ужас заключается не только в неизвестности. То, что серия показывает и рассказывает нам, может быть не менее страшным, чем то, что остается в нашем воображении. С самого начала становится ясно, что это будет тревожная серия сериала «Созвездия», даже более тревожная, чем та, которую сериал уже показал. Начальный момент, когда Джо везут в психиатрическую больницу, пристегнутую к каталке, для сеанса электросудорожной терапии, уже говорит обо всем. Не только потому, что нас приучили бояться как потери рассудка, так и лечения столь экстремальными методами, но и из-за образов, сопровождающих Джо, когда ее увозят: МКС, "Валя", тело Джо, плавающее в пустом космическом корабле, Бад, очнувшийся от сна, чтобы разрушить корабль топором, когда на заднем плане звучит запись его полета на "Аполлоне-18"... Абсурдные фрагменты абсурдной реальности смешиваются, отражая чувства Джо, которая уверена в своей вменяемости, даже когда ей говорят, что она полностью сошла с ума.
Конечно, это заслуга режиссера Джозефа Седара, а также Йоргоса Ламприноса за прекрасную, слаженную работу по монтажу, в результате которой получилась такая гнетущая сцена. К тому моменту, когда Джо теряет сознание и начинается сновидческое начало сериала, нам остается расслабить мышцы и приготовиться к чрезвычайно напряженной серии. На самом деле, в финале «Созвездия» очень много всего происходит с режиссерской работой, и мы говорим об этом как о комплименте. Сцены, в которых два Магнуса беседуют с одним и тем же психиатром в параллельных реальностях, и сцены, в которых Алисы общаются - или не общаются - в зеркальных версиях комнат друг друга, просто великолепны. Так что аплодисментов заслуживают не только страшные части этой серии.
И все же страх - это то чувство, с которым серия справляется, ведя нас по пути Джо. Мы становимся одним целым с ней, когда она осознает, что беременна, что ее тело помнит, как играть на пианино, хотя она этого не делает, что ее сосед в спальне наверху - первый человек в космосе, которого играет несколько преувеличенный Кристофер Фэйрбэнк, - существует в двойном облике, потому что он так и не смог принять свою новую реальность. По крайней мере, так говорит ей Ирена (Барбара Сукова). Неужели это просто уловка, чтобы заставить ее принять лекарства и согласиться с тем, что ей говорят? Возможно. Но тот факт, что плод в ее теле появляется на ультразвуковых снимках в странном, удвоенном состоянии, кажется, подразумевает какой-то больший, космический ужас о месте Джо в этом мире, в который она попала.
Финальная серия — о примирении.
В каком-то смысле серия "Осколки, что я укрыл от гибели" - это все о примирении. В нашей вселенной Элис смиряется с тем, что должна остаться с чужой матерью, а в параллельной - с тем, что потеряла мать навсегда, что бы это ни значило. Джо, в свою очередь, смиряется с тем, что должна действовать в соответствии с тем, что говорит ей начальство из ESA, NASA и Роскосмоса. Иначе она никогда не сможет вернуть свою жизнь. Вместе Джо и Алиса решают стать друг для друга семьей и отпустить другие реальности. Однако это не означает, что вселенная - или вселенные - отказалась от них.
Финальная сцена параллельна первым моментам серии, в которой мы слышим голос Джо, разговаривающего с Элис на английском языке в МКС. Как мы знаем, погибшая Джо никогда не говорила со своей дочерью по-шведски, только по-английски. Но в конце эпизода нам остается только гадать, кто же на самом деле умер и что вообще означает смерть в этой вселенной: труп Джо, плавающий на борту космической станции, берет в руки планшет, на котором была фотография ее и Элис, и произносит "моя любовь" на шведском языке. За несколько сцен до этого Пол просыпается в больнице после выстрела Бада Калдера и утверждает, что что-то видел. Он смотрит на свои руки, как будто удивлен тем, что они на месте. Это заставляет нас задуматься: действительно ли мертвые версии Джо и Пола мертвы? На это точно не похоже. И если это так, то как две версии каждого астронавта узнают друг друга? Стали ли они связаны друг с другом, как Бад и Генри Кальдера?
Возможно, это как-то связано с компанией. Возможно, разбив машину, Бад не получил желаемого эффекта. Хотя пока, кажется, все идет как по маслу. Он живет своей лучшей жизнью нобелевского лауреата и даже может сказать несколько добрых слов в адрес своего заклятого врага, теоретика заговоров Яна Роджерса (Шон Дингуолл), который по эту сторону альтернативных измерений является всего лишь отставным полицейским, проводящим экскурсии по Лондону на тему Джека-потрошителя. Тем временем все попытки Генри доказать, что он не Бад, пошли прахом, и ему грозит довольно суровый приговор за убийство Иэна Роджерса и покушение на убийство Пола Ланкастера.
Финал сериала добавляет в сюжет новые загадки
Что произойдет, когда Бад займет место Генри? Получив власть, он вполне может стать большим злодеем, мешающим таким людям, как Джо и Ирена, задавать вопросы. А Ирена, которая, похоже, купилась на версию о том, что по возвращении на Землю она просто страдала от космического безумия, теперь начала сомневаться в происходящем. В конце серии она рассылает электронные письма многим астронавтам, спрашивая их о странных ощущениях, которые они испытали после возвращения из своих миссий. Могут ли у нее быть какие-то скрытые мотивы для этого? Конечно, но, учитывая, насколько она была не в курсе, когда Бад рассказал ей о том, что с ним произошло, и насколько искренне она говорила с Джо, более вероятно, что она просто хочет подтвердить какое-то странное чувство, которое у нее есть.
На протяжении нескольких серий сериал «Созвездие» продолжал страдать от того, что у него не было реальных ставок. Было сложно определить, кто именно мешает Джо узнать правду о ее путешествиях по вселенным, а также кому именно выгодно держать альтернативные реальности в секрете. Сериал получился чудесным как небольшая история о людях, не вписывающихся в жизнь, которая должна быть их собственной, но он провалился как большая загадка. Теперь, когда Бад заинтересован в том, чтобы обе реальности были максимально отделены друг от друга, эта проблема, похоже, решена. Жаль только, что все это произошло в самом конце сезона, и, таким образом, будет действительно актуально только в случае выхода второго сезона.
Хотя трудно смотреть на финал сезона и оценивать его таким, какой он есть, а не рассматривать его как некую предысторию всего сериала, но это достойное завершение. Однако важнее всего не то, что он завершает историю. Это уже было сделано некоторое время назад. Эта серия открывает новую главу в книге. Сможем ли мы ее прочитать, зависит от Apple TV+. Пока же давайте просто наслаждаться этим чудом ужасов космических масштабов: это отличная серия, которая не решает недостатки сериала «Созвездие», но тем не менее является убедительной.
Комментарии