По самой концепции сериал «Доктор Кто» это не то место, где можно ожидать серьезной драмы и исследования глубоко человеческих тем, учитывая, что изначально он создавался в 1960-х годах как образовательное шоу для детей. Даже для сериала, в котором с момента его возрождения вышло множество отличных сезонов, сменяющиеся актеры, исполняющие главную роль, также гарантируют ожесточенные разногласия по поводу того, кто играет эту роль лучше всех, поскольку все они подходят к персонажу совершенно по-разному.
Ко второму сезону Питер Капальди уже доказал, что он отличается от более веселого Мэтта Смита, но только в конце сезона он по-настоящему засиял. В отличие от почти всех предыдущих серий, "Ниспосланный с небес" кажется чрезвычайно уникальной благодаря своей специфике, но ценой того, что Капальди приходится нести эту серию на своих плечах практически без посторонней помощи в сериале, где новые актеры уже могут столкнуться с серьезным давлением. К счастью, он более чем справляется с этой задачей и демонстрирует одновременно вдохновляющее и пугающее исполнение, даже если последствия не раскрываются в полной мере до самого финала. Простой, но удивительно мощный посыл о том, как преодолеть горе и потерю близких, эта серия представляет собой нестандартный опыт среди других шаблонных и сериальных телесериалов.
Самая необычная серия «Доктора Кто»
На протяжении всех шести десятилетий существования сериала «Доктор Кто» в нем встречаются постоянные антагонисты, но с самого начала его традиционный и классический подход к приключениям с одним злодеем, которого нужно победить каждую неделю, часто работал весьма успешно. Однако "Ниспосланный с небес" демонстрируют неожиданную готовность нарушить эту самую тенденцию. После предательства Ашильды (Мэйси Уильямс) и смерти Клары Освальд (Дженна Коулман) Двенадцатый Доктор (Питер Капальди) становится неизменной точкой во времени, и перед ним встает невыполнимая, по мнению большинства, задача - вырваться из своей хронологической тюрьмы. В этой тюрьме его единственной компанией, если ее вообще можно так назвать, является загадочное существо, которое в главных титрах обозначается только как Вейл (Джами Рид-Каррелл), а на экране ни разу не называется по имени. Клара не первая спутница, которую постигла трагическая судьба, но Доктор еще никогда не был так решительно настроен изменить ее, чего бы это ни стоило ему самому и другим. В один из немногих случаев в своей жизни он остается совершенно один, что ставит перед ним беспрецедентную задачу.
Серия вроде следует типичному подсюжету с отдельным злодеем с единственным появлением, однако в нем нет очевидной слабости. Напротив, Доктору приходится много раз позволять Вейлу убивать себя в краткосрочной перспективе, чтобы достичь победы в долгосрочной, и путь к раскрытию этого столь же уникален, не имея немедленного решения. В то время как в других сериях создается грандиозное по масштабам препятствие, обыденность проблемы и отсутствие каких-либо ставок, кроме индивидуальных, сдесь создают более плотную атмосферу и оставляют ощущение более интимной истории, чем в большинстве других серий.
Это далеко не самая страшная серия в истории сериала, но гениальность заключается в ее относительной простоте по сравнению с другими. Один маленький подсюжет, который на первый взгляд может показаться неважным, на самом деле переворачивает шаблонную природу «Доктора Кто», используя этот прямолинейный стиль для достижения максимального драматического эффекта. Немногие серии до или после этого пытались сделать то же самое, но именно в этом и заключается скрытое преимущество, поскольку данный момент идеально подходит для персонажа Двенадцатого Доктора.
Питер Капальди повелевает происходящим
За эти годы мы видели множество воплощений Доктора, но лишь немногие из них имели такую уникальную и захватывающую историю, как у Двенадцатого. С первой серии мы видим человека, который изо всех сил старается заботиться о других к большому огорчению Клары, - но к концу второго сезона он начинает заботиться слишком сильно, что и становится причиной его заключения в тюрьму. Непоколебимая решимость, которую Капальди демонстрирует в своей преданности, никогда не заставляет нас сомневаться в оправданности его действий по ее спасению, что более подробно раскрывается в финале сезона. Только в конце своей жизни, в следующем сезоне, он узнает, как заботиться о других и о себе настолько, чтобы идти на невозможные трудности ради благородной цели, и при этом стараться продолжать жить, несмотря на неизбежную боль и потери, с которыми он столкнется в будущем. Это делает недооцененный характер исполнения Капальди еще более трагичным, поскольку в последние десятилетия в сериале было много знаменитостей и еще больше создано своих собственных.
"Ниспосланный с небес" примечателен еще и тем, что это крайне редкий случай, когда Доктор чувствует искушение поддаться отчаянию, особенно после того, как узнает о нерушимой стене, которую он должен разрушить голыми кулаками, чтобы прорваться через нее. Для такого оптимистичного существа, как он сам, и особенно учитывая холодный характер этого воплощения, это может быть довольно мучительным и даже шокирующим явлением, что делает еще более приятным, когда девушка убеждает его продолжать. Многие компаньоны оказывали влияние на Доктора на протяжении многих лет, и иногда всего в одной серии, но здесь ощущается невероятная близость между Капальди и Коулман, поскольку мы видим Доктора беспомощным впервые в жизни, а его спутники служат опорой для его психики и человечности. Представленных здесь эмоций достаточно, чтобы убедить зрителей в искренности его последующей решимости и оптимизма, и, несмотря на надежду Коулман на возможное возвращение Клары, эта сцена остается эмоциональной для зрителей, потому что это одна из последних сцен, в которой они вместе.
Серия "Ниспосланный с небес" великолепно передает скорбь
Пусть это и не самая яркая серия с момента возрождения сериала почти двадцать лет назад, но, тем не менее, ей есть что рассказать нам о природе горя и о наших попытках преодолеть его с помощью твердой решимости. Сама стена служит почти буквальным примером катарсиса, которого лишен Доктор, а также ментальных барьеров, которые мы сами для себя создаем. Когда он впервые обнаруживает стену, Двенадцатый Доктор проходит через классические пять стадий горя всего за несколько минут. От отрицания масштабов задачи он приходит в ярость и умоляет, чтобы его недавнее несчастье закончилось, а затем впадает в отчаяние. И только поддержка Клары заставляет его смириться со своим состоянием и продолжить процесс до его неизбежного завершения. Однако в результате диверсии пяти стадий он принимает свою гибель, но только потому, что это позволит ему спасти Клару, которую он не может потерять после того, как подобная судьба настигла стольких его спутников. Учитывая последующие события, можно легко понять, что напутствие Клары - "смирись с этим" служит ему не только вдохновением, но и предостережением от чрезмерной привязанности к вещам, которые должны пройти естественным путем, о чем сам сериал, похоже, с тех пор забыл.
Независимо от предвестия мрачных событий, которые произойдут в дальнейшем, само разрушение стены за миллиарды лет кажется очень вдохновляющим, чему, несомненно, способствует тема "The Shepherd's Boy" композитора Мюррея Голда в этой серии. Как и все, что Доктор делает на протяжении своих приключений, якобы простая задача оправиться от горя часто кажется невыполнимой, а время, проведенное там, может длиться, как кажется, вечность, даже для того, кто прожил столько жизней. Благодаря супербыстрому монтажу, эти кадры показывают нам, как простая сила воли и решимость могут разрушить даже самые прочные барьеры, урок, который можно применить не только к потере, но и ко многим аспектам жизни. Именно тогда, когда кажется, что стена никогда не сломается и еще один удар ничего не изменит, это происходит, и вы наконец-то снова можете свободно выйти в мир.
В конечном итоге "Ниспосланный с небес" запоминается своей простотой, которая на самом деле включает в себя огромную мудрость. Сюжет по-прежнему вписывается в классическую формулу «Доктора Кто», от которой он так и не смог полностью отказаться с момента своего появления в качестве черно-белого сериала в начале 1960-х годов, но теперь с новой точки зрения. Игра Капальди открывает новые стороны Доктора, которые мы редко видели, но которые также оказываются неоднозначными и интригующими при повторном просмотре. Посыл этой серии, несмотря на то, что она подана прямолинейно и открыта для мрачных интерпретаций, остается уникальной и вдохновляющей для сериала, который редко затрагивает такие эмоциональные темы. Несмотря на то, что сериал редко делал дешевые серии, эта доказывает, что это можно сделать, и даже с невероятным успехом.
Комментарии