Если говорить о сериях «Доктора Кто», то "Плоскость" 8 сезона определенно выделяется, хотя поклонники сериала не часто считают ее таковой. Написанная Джейми Матисоном, который в том же сезоне написал "Мумию в Восточном экспрессе", серия превосходит все, чем должен быть этот сериал: она захватывающая, веселая, глупая и, иногда, более чем немного пугающая. Это также история, в которой затрагиваются концепции, которые могут показаться тяжеловатыми для научно-фантастического сериала, настолько свободного в своем подходе к научным концепциям, что его часто можно назвать научной фантастикой: в основе монстра недели лежит классический спор физиков о возможности существования двухмерных существ. Но эта серия, где в главных ролях снялись Питер Капальди в роли Двенадцатого Доктора и Дженна Колман в роли Клары Освальд, примечателен тем, что он подрывает классическую динамику взаимоотношений Доктора и его спутника в сериале.
В отличие от таких историй, как "Не моргай" Десятого Доктора (Дэвид Теннант) или даже двойная серия "Посланные небесами" / "Согнутые адом" Двенадцатого, эту серию не часто вспоминают как одну из величайших серий «Доктора Кто» 2005 года, а между тем именно так и должно быть. Его основной сюжет, конечно же, доставляет удовольствие по всем фронтам, а режиссура Дугласа Макиннона делает так, что каждый момент имеет значение для создания атмосферы этого причудливого приключения, которое может заставить нас смеяться так же сильно, как и закрывать лицо от ужаса. Однако самая важная часть "Плоскости" заключается в том, что впервые в истории сериала компаньонке позволено встать на место Доктора. Это позволяет нам лучше понять, что заставляет Повелителя Времени работать, а также насколько сильно личность Доктора отражается на его партнерах по путешествиям во времени. И, что самое важное, учитывая, что спутница - не кто иная, как Клара, это помогает построить единственную в своем роде историю, которая приносит столько же удовлетворения, сколько и душевных переживаний.
О чем рассказывает эта серия «Доктора Кто»
Серия, созданная для того, чтобы уложиться в расписание и бюджет BBC и дать возможность Капальди сняться в другой истории, а Коулман на время взять управление на себя. В серии "Плоскость" Доктор оказывается запертым внутри все уменьшающейся ТАРДИС в разгар 2D-атаки на Землю. Если это звучит запутанно, то так оно и есть, но Матисон умеет заставить все кусочки этой странной головоломки встать на свои места. Суть в следующем: Клара и Доктор приземляются в районе Бристоля, где бесследно исчезают люди, иногда даже не выходя из своих домов. В память о жертвах этой странной серии похищений туннель был покрыт граффити, изображающими исчезнувших, как будто они уходят, повернувшись спиной. По мере того как Доктор и Клара раскрывают эту тайну, вопрос о ТАРДИС становится все более насущным: что-то высасывает энергию корабля, заставляя его уменьшаться, пока он не становится не больше крошечной коробки, которую Клара может поместить в свою сумку.
Поскольку Доктор заперт в этой крошечной коробке, Кларе предстоит встать на его место и выяснить, что происходит в поместье. С ней рядом Ригси (Джойван Уэйд), художник-граффитист на общественных работах, чья тетя числится среди пропавших. В ухе у нее динамик, а Доктор выкрикивает инструкции, которым она может следовать, а может и нет. По ходу сюжета выясняется, что на этот район напала раса двухмерных существ, прибывших из другой вселенной. Пропавшие люди вовсе не исчезли: они просто превратились в двухмерные изображения, как, например, на картине в том же туннеле - совсем не дань уважения. Что касается уменьшающейся ТАРДИС, то существа, прозванные Доктором Бескостными, использовали ее энергию, чтобы менять количество измерений предметов и людей вокруг себя.
В конце концов, Бескостные научились владеть тремя измерениями и начали преследовать Клару, Ригси и еще нескольких выживших. Поскольку ТАРДИС находится в режиме осады, а Доктор практически недосягаем, Кларе приходится самой придумывать план, как вернуть похищенную существами энергию обратно в ТАРДИС, восстановив ее прежние размеры. После возвращения Доктора Бескостным запрещают вернуться в свое измерение, а Клара признается, что ей понравилось быть Доктором на один день. Однако самому Доктору это утверждение совсем не по душе: он рассказывает Кларе о том, что быть Доктором - это часто выбирать, кому жить, а кому умереть. Часто приходится лгать окружающим и давать ложную надежду, когда кажется, что все обречено. "Ты была исключительным Доктором, Клара", - говорит он ей, когда она спрашивает его о своей работе. "Доброта здесь ни при чем".
Серия "Плоскость" дает нам уникальный взгляд на то, что значит быть Доктором
Конечно, в ней гораздо больше всего, чем мы можем уместить в этот небольшой сюжетный обзор. Однако последняя фраза, произнесенная Доктором в этой серии, безусловно, является одним из лучших анализов персонажа, когда-либо представленных в рамках одного эпизода «Доктора Кто». Несмотря на то, что ее не часто считают таковой, эта фраза стоит на одном уровне с фразой Десятого Доктора "Я победоносный Повелитель Времени" из любимого спецвыпуска 2009 года "Воды Марса". Эта фраза показывает нам, что Доктор вряд ли гордится тем, что делает. В сочетании с торжественным, даже несколько депрессивным исполнением Питера Капальди эта фраза показывает, что Доктор делает все возможное, чтобы его спутники не превратились в него - и на этот раз ему это не удалось.
Это не обязательно является хорошо хранимым секретом. Часто в сериях "Доктора Кто" спутники оказываются лучшей половиной в их взаимоотношениях. Донна Ноубл в исполнении Кэтрин Тейт, которая стала постоянным участником сериала всего за один сезон до того, как высокомерие Десятого Доктора взяло верх над ним в "Водах Марса", особенно часто изображалась как человек, необходимый для того, чтобы держать Доктора в руках. Без нее, да и вообще без своих спутников, говорит нам сериал, Доктор может превратиться в нечто жестокое. И, даже спасая наш мир от всевозможных угроз, в действиях Доктора проявляется не доброта, а прагматизм и некое пренебрежение к жизни многих. Когда Клара рассказывает Доктору о том, как ей пришлось допустить смерть других людей, чтобы позволить Ригси и его отвратительному руководителю общественных работ Фентону (Кристофер Фэйрбэнк) выжить, зрителям становится ясно, что Доктор воспринимает подобные решения как факт жизни для себя, но не желает этого своим друзьям.
Более того, последние моменты "Плоскости" показывают нам, что Доктор ни капли не гордится собой за то, что ему приходится делать. Он с тревогой, а не с восхищением осознает, что Клара стала настолько похожа на него самого, что может считать победой, когда из горстки людей выживают только двое. Это возвращает нас к Десятому Доктору: Время правления Теннанта часто рассматривается как изображение Доктора в его самый темный час, отмеченный не только Войной во времени, но и потерей Роуз (Билли Пайпер), а также возвращением Далеков и Мастера (Джон Симм). Мэтт Смит в роли Одиннадцатого Доктора был более бодрым и видел, как Галлифрей возвращается из мертвых. Доктор Капальди должен был стать счастливым из всех, но не стал - не потому, что обрек свою родную планету на вымирание, а просто потому, что не находит удовольствия или гордости в том, что он такой, какой есть.
Важный сюжет в путешествии Клары
Но при всем том, что серия "Плоскость" предлагает нам узнать Доктора, то, что делает ее не просто хорошей, но и важной историей это то, насколько она способствует развитию сюжета Клары. Во время работы с Одиннадцатым Доктором Клара была несколько очарована Повелителем Времени, и ее жизнь была посвящена его спасению через временной поток. Но когда в дело вступает Капальди, все меняется. По неизвестным нам причинам - возможно, из-за разницы в возрасте между Капальди и Коулманом шоураннер Стивен Моффат решил отказаться от романтического подсюжета и дать Кларе гораздо более интересную личность. Рядом с Двенадцатым Доктором спутница становится своего рода ученицей, желая быть Доктором больше, чем целоваться с ним. Конечно, кульминацией становится то, что Клара навсегда застряла между жизнью и смертью, путешествуя во времени и пространстве в своей собственной ТАРДИС с Ашильдой Мейзи Уильямс в качестве спутницы в конце 9 сезона. Однако до этого момента ей предстоит проделать немалый путь.
В этом смысле эта серия дает Кларе возможность стать Доктором на один день. Вернее, она получает возможность стать своего рода стажером Повелителя Времени, представляясь Доктором и принимая похожие на Доктора решения, пока настоящий Доктор что-то говорит ей на ухо. Однако в конце концов его голос перестает давать ей указания, и Кларе пора выступать в одиночку. В каком-то смысле "Плоскость" отражает весь путь Клары рядом с Двенадцатым, пройденный ею от компаньонки до ученицы и настоящего Доктора, хотя бы в какой-то степени.
Это динамика, которую мы никогда не видели раньше и не видели в дальнейшем. Серия заслуживает гораздо большего признания как отличный самостоятельный эпизод «Доктора Кто». Однако он также заслуживает похвалы за ту роль, которую он играет в общей истории сериала, позволяя нам увидеть все более ясно глазами Доктора и понять, как это может выглядеть, когда спутница берет все в свои руки. В итоге мы имеем серию, которая заслуживает похвалы за свою уникальность и смелость, ведь она подрывает весь фундамент, на котором был построен сериал. Это очень приятная смена темпа, которая помогает построить одну из самых интересных компаньонских дуг за всю долгую-долгую историю сериала.
Комментарии