В фильме с Робертом Паттинсоном и Бонг Джун Хо есть множество отличий от научно-фантастической книги, на которой он основан.
Адаптация - это целое искусство, и мало кому удавалось сделать это так остроумно и весело, как режиссеру «Паразита» Бонг Джун Хо в его новом фильме «Микки 17». Несмотря на то, что картина в общих чертах повторяет мрачноватый научно-фантастический роман Эдварда Эштона «Микки-7» и в нем поднимаются одни и те же вопросы о природе «я», «Микки-17» исследует более широкие идеи о любви, смерти, сострадании и насилии.
История Эштона сосредоточена на точке зрения Микки (в фильме его прекрасно сыграл буйный Роберт Паттинсон в своей самой удивительно странной роли), титулованного «расходного материала», которого убивают, а затем клонируют снова и снова во время опасной миссии по колонизации космоса. Но это лишь малая часть того, что придает киноверсии жизнь. Именно благодаря повышенному вниманию к персонажам второго плана Бонг делает фильм таким, какой он точно может назвать своим. Как и центральный персонаж, который оказывается многократно повторенным, это не просто углеродная копия, а нечто гораздо большее. Подобно тому, как каждая из копий Микки имела небольшие отличия в характере, в результате чего Микки 18 оказался более агрессивным, фильм также вносит свой собственный поворот в повествование романа.
Разные планеты, разные смерти и маньяк-расходник
В книге мы узнаем, что Микки было нелегко на его родной планете Мидгард, и ему пришлось сбежать из-за долгов, хотя в фильме это уже Земля. Если Эштон не дает нам особого представления о том, какой была жизнь на той планете, то Бонг делает это центральным моментом, показывая, как люди бегут с Земли, чтобы спастись от того, что становится все более негостеприимным миром. В обеих версиях Микки и его товарищи по кораблю пытаются основать что-то вроде плацдарма-колонии на ледяной планете Нифльхейм. Сцена в фильме, где Микки записывается в расходный материал, разворачивается на фоне разрушительной песчаной бури, которая стала настолько обыденным явлением, что люди, кажется, не обращают на нее внимания. В книге Микки никак не связан с Землей, а в Мидгарде не происходит таких экологических катастроф, которые заставляют людей устремляться к звездам.
Да, наша планета в романе существует, но ее называют «старой Землей». Между тем Мидгард - это «почти рай», где у людей обычно нет проблем с деньгами, поскольку почти все автоматизировано, от промышленности до сельского хозяйства. Как и на других планетах Союза (куда входят и все остальные основанные колонии), людям, похоже, живется неплохо. Проблема в том, что Микки не обладает никакими реальными навыками, что также показано в фильме. Отличие романа в том, что он любит читать историю и делает это много раз, чтобы узнать больше о том, что пошло не так во время ряда неудачных миссий колоний. Его проблемы заключаются в том, что, хотя он может выжить на получаемую им стипендию, он ищет смысл жизни и принимает неверные денежные решения.
Хотя в фильме есть версия персонажа, который становится серийным убийцей, в романе рассказывается о том, как Алан Маникова захватывает планету Голт, где создает армию множественных особей.
Это и приводит нас к тому, что он становится расходным материалом. Первая «смерть», которую мы видим (которая на самом деле не убивает его), одинакова и в книге, и в фильме, и вообще большинство способов, которыми Микки умирает в фильме, похожи. Основное различие заключается в том, что в фильме их больше, и Бонг показывает, что повторяющаяся природа этих смертей - это то, что становится наиболее сокрушительным для персонажа. Главным отличием книги в этом отношении являются некоторые из его ранних смертей. В книге есть одна продолжительная сцена, посвященная катастрофе на корабле, которую Микки должен исправить, подвергнув себя экстремальному воздействию радиации. В фильме есть похожая сцена, где он также подвергается воздействию радиации, но она разыгрывается скорее для мрачного смеха, поскольку мы видим, как он оказывается на улице перед тем, как ему отрубают руку. В книге же он оказывается в ловушке и даже убивает себя, вместо того чтобы умереть медленной мучительной смертью, которую ему придется вспоминать, когда его переиздадут.
В романе углубляется история, связанная с «Расходными материалами» и с тем, почему двойники (идея нескольких копий одного и того же человека, которая становится ключевым поворотным моментом в обеих историях) являются почти экзистенциальной проблемой для многих. В главе 17 любитель истории Микки знакомит нас с историей Алана Маникова. Хотя в фильме есть версия этого персонажа, который становится серийным убийцей и создает несколько версий своего психопатического «я», в романе рассказывается о том, как он захватывает другую планету (известную как Голт), где создает армию из нескольких человек. Затем он взрывает корабль, посланный узнать о его намерениях, и другая планета Союза, Фархоум, решает запустить на него беспилотный корабль, который не замедляет ход. Вооруженный взрывчаткой, он уничтожил его планету со скоростью света (как в поразительной сцене из фильма «Звездные войны: Последние джедаи»). И в фильме, и в книге выясняется, почему боятся «расходников», но в последнем случае это происходит из-за более серьезной угрозы, которую когда-то представлял двойник.
От милитаристского лидера до заморского злодея
Хотя и в фильме, и в романе мы попадаем в их миры похожим образом: неудачливый Микки оказывается брошенным умирать под землей на холодной пустынной планете, а вернувшись на базу, обнаруживает, что там бродит еще одна его версия, «Микки 17» становится радикально другим, когда мы знакомимся с людьми, населяющими его. Если в истории Эштона злодеем становится милитаристский лидер Маршалл, то в остросюжетной фантастике Бонга за основу берется имя персонажа и мало что еще. Марк Руффало, сыгранный в фильме нарочито нелепым Маршалом, по сравнению с которым его персонаж из «Бедных вещей 2023» выглядит довольно сдержанным, - эгоист, эгоцентрист и вообще неприличный фашист, который вместе со своей женой Ильфой (потрясающая Тони Коллетт) собрал группу фанатичных последователей, которые, кажется, поклоняются ему в ноги, хотя он не только подвергает их всех опасности, но и относится к ним с презрением. Ему нужно чувствовать себя важным, даже если он полный идиот, действующий исключительно в своих собственных интересах и совершенно не заботящийся о разрушениях, которые он причиняет другим.
Именно здесь мы видим, как Бонг эффективно открывает совершенно новую тематическую территорию для себя и для фильма. Если в романе Маршалл в основном остается на заднем плане, как человек, от которого Микки должен держаться подальше, потому что лидер считает его отвратительным по религиозным соображениям и потому что Микки не хочет, чтобы Маршалл понял, что он теперь двойник, то в «Микки 17» он выходит на первый план. Конечно, есть некоторые элементы, перенесенные из романа, но здесь персонаж гораздо более нарочито переигрывает. Благодаря этому фильм становится больше похож на сатирический фарс.
Современный резонанс - это не просто «этот политик - такой шут», а нечто большее, поскольку в руках Бонга он показывает, как даже самые карикатурные люди могут скрывать, насколько они не в своей тарелке. Если в романе Микки больше рассказывает о том, как он собирается сохранить свой секрет, то в фильме он рассказывает о том, как опасность фашизма может быть одновременно экзистенциально пугающей и мрачно смешной. Фильм далеко не тонкий в том, как он это исследует, раздувая все излишества Маршалла до комедийного эффекта, но такие фигуры редко бывают такими. Мы видим, насколько обнаженно неуверен в себе персонаж Руффало на каждом шагу, но это не мешает грубому, крикливому антагонисту подводить всех героев к грани уничтожения. Если в романе он показан скорее как одержимый военный, то в фильме он предстает перед нами в более тревожном авторитарном, но все же уморительно человечном образе.
Парень с девушкой
Другим наиболее значительным изменением по сравнению с книгой является полярная противоположность Маршалла, решительная Нэша (в исполнении жизнерадостной Наоми Эки), которая также является очаровательно хаотичной подружкой Микки. Бонг снова превращает игрока второго плана в человека, о котором мы узнаем больше, чем просто общие детали. Он все еще переносит элементы ее характера из романа, включая пару ключевых комедийных сцен, но фильм придает ей большее измерение, которое становится неотъемлемой частью ее характера. Там, где Маршалл - мания величия, Нэша - противовес состраданию, она оказывается одним из единственных колонистов, заботящихся о Микки.
Как в фильме, так и в романе есть яркая сцена, где она поддерживает его, когда он умирает особенно мучительно и одиноко. Ее персонаж более проработан, чем в книге, и связь, которую они образуют, составляет сердце фильма. Она - движущая сила борьбы с Маршаллом и оказывается не менее, если не более, ключевой фигурой, чем Микки, когда дело доходит до драки. Она бесстрашна, небезупречна и очень весела, а Экки полностью погружается в материал, который дает ей Бонг. Хотя Паттинсон, возможно, по праву получает много похвал за свою игру, она так же великолепна, отдавая роли всю себя.
Именно благодаря этим двум персонажам фильм расширяет рамки относительно ограниченного романа. Бонг открывает для них новую почву, которая не только отличает его фильм от романа Эштона, но и углубляет адаптацию, чем дольше вы сидите с ней. Режиссер все еще играет с некоторыми общими сюжетными ходами, но его явная забота и внимание к персонажам - то, что чувствуется во всех его фильмах, - снова сияет. Благодаря этому «Микки 17» не только освежающе отличается от своего первоисточника, но и является одним из самых многогранных, веселых и содержательных научно-фантастических фильмов нашего времени. А то, что он прокладывает свой собственный путь, а не просто копирует предыдущие, делает его еще более достойным.
Комментарии