После девяти серий, сплетенных в увлекательную паутину политических интриг, истории и душевных терзаний благодаря тонкой работе над персонажами, сериал «Сёгун» на канале FX завершается столь же уверенным и выдержанным финалом, как и остальные эпизоды. Десятая серия, "Сон о мечте", распутывает узлы в затяжной развязке, доказывая, что это тот телесериал, где награда кроется не в визуальной зрелищности. Самые богатые сцены в нем, это разговоры людей. Такие моменты стали классическим телевизионным событием, которое можно обсудить в курилке. Это решение впечатляет еще и тем, что сериал хоть и связан с существующей историей, но для многих является чем-то новым. Как и положено, 10 серия получилась смелой, отказавшись идти по пути, ожидаемому от исторического эпоса. Здесь нет традиционной битвы. Война, которую многие предвещали, заканчивается, так и не начавшись.

Подобно тому, как разрозненные части плана лорда Ёсии Торанаги (Хироюки Санада) складываются в четкую картину, финал «Сёгуна» показывает, что он никогда не строился на физическом столкновении. Бой происходит на эмоциональном уровне, а зрелище это власть сюжета над персонажами. Подсказки к такому ясному видению были всегда. Под руководством соавторов Джастина Маркса и Рэйчел Кондо, этот сериал всегда был о людях, оказавшихся в ловушке периода дестабилизации общества, о том, как они реагируют на это, и о жестокой человеческой цене восстановления равновесия. Десятая серия, написанная соавторами Эмили Йошида и Мейган Хоуан, отвечает требованиям исторического эпоса без обычного кровопролития. Более того, сериал делает все возможное, чтобы избежать ненужных смертей. С "Багровым небом" покончено. Осталась лишь безупречная изящная мелодия, симметричный и психологичный финал, где каждое решение напоминает о своем начале и создает девственный мир, а не разросшийся сад из тел, уничтоженных выстрелами пушечных снарядов и самурайскими клинками.

Сериал «Сёгун» рассказывает о людях, а не о войне

Сериал Сёгун

История сериала «Сёгун» начинается с мечты одного человека. Затерянный в море и умирающий от голода Джон Блэкторн (Космо Джарвис) убежден, что сможет найти Японию (невиданный для Англии подвиг), уничтожить своих врагов-католиков и получить благодарность королевы Елизаветы I. Заканчивается же он тем, что лорд Торанага осуществляет свою не менее амбициозную мечту: мирная Япония, способная процветать после бурного периода воюющих государств. В десятой серии подсчитываются все потери на осуществление этой мечты, главным из которых является жертвенная смерть леди Тода Марико (Анна Саваи).

Задумчивое размышление о том, как все стороны реагируют на отсутствие Марико, усиливает драматическую миссию «Сёгуна»: исследование вечного, бесконечного противостояния судьбы и выбора, жертвенности и жадности, потерь и приобретений, жизни и смерти. Что порождает гражданскую войну? В случае с этим сериалом это жажда власти. Будь то наглость иностранных государств, пытающихся колонизировать Японию ради ее ресурсов, или лорд Ишидо (Такехиро Хира), человек, родившийся в крестьянской касте, который готов разорвать свою нацию на части, если это возвысит его, - все это стечение эгоистичных обстоятельств.

Как же реагируют люди на очередной надвигающийся конфликт? Ишидо может утверждать, что Совет регентов защищает королевство, лишь Торанага и его вассалы выполняют этот священный долг. Торанага отказывается от войны. Япония сама отвергает войну - землетрясением, последовавшим за заявлением Ишидо о том, что "война неизбежна". Торанага - такой же человек и, следовательно, такой же недостаток, как и все остальные, но для него власть - это средство достижения цели. Его выбор обусловлен любовью к своей стране и своему народу. Его цель - свести к минимуму сопутствующий ущерб, а не относиться к забытым и эксплуатируемым как к расходному материалу. Конфликт никогда не угаснет: "Если только я не выиграю", - говорит Торанага, намеренно повторяя заявление Блэкторна, сделанное в начале сезона. "Если вы победите, - продолжает Торанага, - все возможно". В том числе и мир.

«Сёгун» всегда был исследованием характера человека

Сериал Сёгун

Достижение мира требует жертв. Смерть Марико приводит к победе, предотвращая войну. Тем самым она переманивает на сторону Торанги подругу детства, леди Очибу но Ката (Фуми Никайдо). Похоже, Марико тоже видела сон. Каждый в Сёгуне пытается склонить судьбу на свою сторону. Очиба борется за месть и безопасность своего сына, что гарантирует ее собственную безопасность как его матери. Марико борется за восстановление запятнанного имени своей семьи. Усами Фудзи (Моэка Хоси) служит своему сеньору как ступенька к свободе. В качестве моральной противоположности выступают Блэкторн, лорд Касиги Ябусиге (Таданобу Асано) и Ишидо, жаждущие личной славы. Мало кто из них является полноценным злодеем, за исключением, пожалуй, Ишидо, и в другом сериале его можно было бы изобразить как морально неоднозначного антигероя.

Но все же он не пацифист-мечтатель Торанага, который мечтает о постоянном улучшении Японии. Союзники Торанаги соглашаются с ним, подталкивая к самоотверженным и самопожертвенным действиям. Как еще Сёгун может завершить битву за будущее Японии, как не эмоциональными последствиями того, что женщина справилась с тем, что не смогла сделать армия? Очередное столкновение на поле боя разрушает душу истерзанной войной нации и отвлекает от удовлетворительной эволюции персонажей. Если ветры судьбы говорят, что война неизбежна, то Торанага, всегда тактик, читает ветры и поворачивает ход событий соответствующим образом. Как уместно, что Очиба завершает стихотворение Марико словами "благодарю ветер" - цветы могут упасть, но ветер снова поднимает их ввысь. Не менее уместно и то, как глубоко Торанага скорбит по Марико. В прошлом его скрытность выставляла его в безжалостном свете. Теперь, когда все дела завершены, стали видны его раны. Он оплакивает победоносного сокола, которого любит как дочь, женщину, которая одновременно является его лучшим оружием и самой большой потерей.

Исторический аналог Торанаги, Токугава Иэясу, обеспечил длительный мир. Главный вопрос «Сёгуна» заключается не в том, стоит ли цена того или нет, и не в том, кто примет титул сёгуна. Он стирает психологическую путаницу с каждого, кто вносит свой вклад в результат. Это исследование характеров в рамках вымышленной истории. У этих людей есть веские причины для их выбора, при условии, что мы используем это слово в рамках того, что создает захватывающую драму.

Все персонажи находят новое предназначение в финале

Сериал Сёгун

В конце концов, каждый в «Сёгуне» чем-то сломлен. И то, как они восстановятся, зависит от них самих. При всем зеркальном отражении Ябусигэ и Блэкторна их пути расходятся в финале. Тот факт, что Ябусигэ, открыв дверь для шиноби в девятой серии, имел роковые последствия для Марико, раскалывает самого скользкого человека в мире на галлюцинации и удивительную откровенность. Как и Ябусигэ, Блэкторн признает свою двуличность, но он усваивает и применяет урок, который не может усвоить Ябусигэ. Несмотря на то, что попытка Блэкторна совершить сеппуку это западный вариант ритуала, он преображает ситуацию. Защита невинных жизней через протест - его первый активный выбор за весь сериал, и это означает, что безнадежный и лишенный привязанности Джон Блэкторн перерождается. Он проходит путь от борьбы за свою жизнь до горького принятия своего неизбежного убийства, а затем с сочувствием принимает слова Марико - "мы живем, и мы умрем" - как краеугольный камень того, что он считает своей последней позицией.

Блэкторн не может полностью влиться в японскую культуру, да и не должен. Что он может сделать, так это полностью отстраниться от этого мира. Он посвящает себя цели, превышающей его собственную жизнь, даже отвергая альтернативную реальность, в которой он возвращается в Англию и цепляется за память о Марико на смертном одре. Он предает ее крест океану и помогает Фудзи сделать то же самое с прахом ее мужа и сына. Фудзи, олицетворяющая стойкость, находит утешение в идее Блэкторна о том, что океан хранит наших потерянных близких.

Действительно, история потери Марико колеблется в водах океана, в водах судьбы Японии и в этой серии. Ее предсмертная поэма и ее жизнь превращаются в адский костер. Субъективно, гарантирует ли пепел этого костра всем счастливый конец. Сёгун рассказывает нам достаточно, будучи сам по себе лишь восьмиугольной изгородью, состоящей из двойственности. Вместо того чтобы признаться Торанаге в тайном желании своего сердца, он и Ябусигэ обмениваются улыбками. Бунтаро (Синносукэ Абэ) помогает Блэкторну достать Эразмус, не обменявшись ни словом. Точно так же последний взгляд Блэкторна и Торанаги на экране - это момент молчаливого взаимопонимания. Сериал «Сёгун» не стремится к тому, чтобы познать все на свете, как и к тому, чтобы испытать повышенное напряжение во время битвы. Цель - принять превентивные меры и обеспечить будущим поколениям лучший ландшафт. Будь то спасение останков "корабля или предотвращение гражданской войны, в этом сериале люди объединяются для решения, казалось бы, невыполнимой задачи. Они бросают вызов, перенаправляются или сдаются во имя более великой судьбы и более широкой перспективы.

Все мечты о мире

Сериал Сёгун

У FX, вероятно, были ресурсы, чтобы изобразить наполненную кровью битву при Секигахаре - событие, которое автор Джеймс Клэвелл также оставил за рамками своего романа. Вместо этого Джастин Маркс и Рэйчел Кондо следуют духу Клавелла и укрепляют свои собственные творческие инстинкты. «Сёгун» это роман о мире, постоянно находящемся на грани войны, и о сложных людях, населяющих этот мир, как тех, кто способствует бесконечной смерти, так и тех, кто бросает вызов несправедливости. Война - это проклятие, которое увековечивают люди. Ее нужно бояться, а не прославлять. Выжившие персонажи учатся принятию, самоотверженности и чести, а не выбирают другой, хорошо протоптанный путь.

Тихий, чувствительный и спокойный финал «Сёгуна» это как долгожданный выдох. Тела по-прежнему устилают путь, но их жертвы сдерживают большую трагедию. Как говорит Блэкторн: "Жаль, что такие моменты вежливости между врагами никогда не наступят". Но поскольку этот сериал, триумф телевидения, существует прямо на экране, он держится на образе человека, смотрящего вперед. Он смотрит на тихие, спокойные воды. В этот редкий момент сон о мире живет, поддерживаемый мужеством тех, кто не дожил до него.