В третьей серии нового сериала «Властелины воздуха» с Остином Батлером, Каллумом Тернером и Барри Кеоганом в главных ролях мы видим всю группу новобранцев Могучих Восьмых ВВС во время инструктажа о миссии, которая приведет их глубоко на территорию Германии. В сериале она названа "самой большой воздушной армадой, когда-либо собранной в истории человечества", что вызывает бурный рев присутствующих летчиков. Но какова была цель этого огромного флота американских и британских штурмовиков? С миссией Швайнфурт-Регенсбург было связано несколько первых и сверхважных событий, которые сделали это дерзкое задание достойным упоминания в сериале, но далеко не все из них были положительными. Одни называют миссию провалом, другие считают ее необходимой демонстрацией силы, которая стоила всех и каждого, кто был потерян.
Огромные масштабы миссии Швайнфурт-Регенсбург
Миссия, получившая название "Миссия № 84", состоялась 17 августа 1943 года, но после непогоды и сильного тумана была отложена на несколько недель. Это была самая масштабная операция в истории военных действий. Количество самолетов, задействованных в миссии Швайнфурт-Регенсбург, поражает воображение. 376 бомбардировщиков B-17 "Летающая крепость" летели в плотном строю, 268 самолетов P-14, а также 191 самолет "Спитфайр". Это была грандиозная демонстрация силы союзных войск.
Миссия должна была проходить днем, но американская стратегия дневных бомбовых налетов была встречена с большим скептицизмом некоторыми американцами и многими английскими пилотами по той очевидной причине, что полеты без покрова ночи значительно облегчат немцам задачу. Эта сомнительная стратегия до сих пор вызывает разногласия у многих экспертов.
Какова цель этой миссии в сериале «Властелины воздуха»?
Задача "Миссии № 84" была проста: Союзники и 100-я бомбардировочная авиационная группа хотели нанести массированный "двойной удар" по немецким Люфтваффе, который должен был серьезно вывести из строя нацистскую авиацию и отбросить ее назад на несколько недель, если не месяцев. Скоординированный удар должен был стать первым в своем роде, поскольку, огромные "Летающие крепости" взлетали единым строем, они разделялись в середине полета, чтобы отвлечь множество немецких самолетов от целей бомбардировки и ослабить ответные действия противника, разделив вражеские самолеты.
Уникальность операции заключалась еще и в том, что это была первая в истории попытка "челночной миссии". Это означало, что часть армады должна была не лететь обратно на базу в Великобритании, а продолжить полет и приземлиться в североафриканской стране Алжир. Это считалось лучшей стратегией, потому что часть флота, которая продолжила бы полет ко второй цели - Швайнфурту, находилась бы очень глубоко за линией фронта. Идея заключается в том, что безопаснее пройти точку невозврата и просто продолжить полет через вражеское воздушное пространство и приземлиться в дружественной стране перед дозаправкой и бомбардировкой другой цели на обратном пути домой.
Что случилось с при выполнении этой миссии?
Сильный туман, опустившийся на британские базы, с которых должны были взлететь союзники, оказался смертельно опасным для пилотов, выполнявших швайнфуртский этап миссии. В то время как взлет из Регенсбурга прошел по расписанию, швайнфуртская часть бомбардировочной миссии была отложена из-за густого тумана. В результате группа истребителей подверглась более жесткому и скоординированному ответу Люфтваффе, и Швайнфуртская часть понесла серьезные потери как в людях, так и в самолетах.
В этой серии рассказывается о том, как сержант Уильям Куинн (Кай Александр) был сбит и попал в плен во Фландрии, Бельгия, которая была враждебной немецкой территорией. Он был одним из сотен людей, летевших в Швайнфурт, которые попали в плен, и пропали без вести или погибли. Было сбито 60 бомбардировщиков B-17, и более 600 летчиков считались военнопленными, пропавшими без вести или погибшими в бою. Однако, "Летающие крепости" нанесли значительный ущерб двум немецким авиационным предприятиям, уничтожив заводы по производству шарикоподшипников, и вся операция рассматривается скорее как своеобразная победа, поскольку были потеряны практически все силы.
Историческое наследие миссии имеет сложный характер
Многие эксперты утверждают, что миссия была просто слишком амбициозной. Помимо постоянно присутствующей немецкой угрозы, столь опасной миссии способствовали и другие аспекты. Запланированный воздушный полет должен был составить более тысячи миль, пересечь Ла-Манш и произойти на высоте около пяти миль над землей. Это опасная высота, потому что отрицательные температуры и низкий уровень кислорода всегда были угрозой при полетах на таких больших самолетах без давления. Обморожение и гипоксия были реальной проблемой для пилотов бомбардировщиков и их экипажей, которые боролись как с немецкими Люфтваффе, так и с суровыми стихиями.
Некоторые считают, что беспрецедентный авиаудар был необходимым злом, хотя бы для того, чтобы показать нацистам, с чем они имеют дело. Сила объединенных американских и британских бомбардировщиков и истребителей была неоспоримой, и все же они выполнили многое из того, что задумали. В сериале «Властелины воздуха» майор Гейл "Бак" Кливен (Батлер) и его команда едва успевают совершить мягкую посадку в алжирской пустыне, не подозревая, что многие его товарищи, например лейтенант Кертис Биддик (Кеоган), погибли вместе со своими самолетами. Только одиннадцать из двадцати одного B-17 добрались до Телегмы, Алжир, после этой миссии.
Комментарии