Несмотря на то что «Сумеречная зона» никогда не отличалась стремлением поднимать острые социальные темы, одна из серий была снята с эфира телекомпанией CBS более чем на 50 лет. Речь идет об эпизоде 5 сезона под названием "Встреча", повествующем о травмах военного времени, подавляемых предрассудках и расовой дисгармонии. Очевидные добрые намерения сериала, рассказывающего о пагубных последствиях насилия, были в значительной степени подорваны неправильным обращением с этой темой. Когда Фентон (Невилл Брэнд), американский ветеран, приглашает Артура (Джордж Такеи), японо-американского садовника, к себе на чердак, чтобы выпить пива, оба мужчины борются со своими травмами, полученными во время Второй мировой войны, и с расовыми предрассудками в отношении друг друга - и тут в дело вклинивается трагедия, которая сводит их с жестокой судьбой.

В серии "Встреча" есть много хорошего, в частности, его способ показать долговременное, просачивающееся сквозь пальцы влияние незаметных проявлений расизма на общество. Однако проблема и причина, по которой группы защиты гражданских свобод сочли эту серию вредной, заключается в том, что в ней не удалось справедливо представить Артура и азиатско-американскую демографическую группу, которую он должен был символизировать. Использование ужасов для раскрытия темы расизма может быть особенно эффективным, как мы видели в таких фильмах, как «Прочь», «Люди под лестницей», «Кэндимен» и, пусть и непреднамеренно, «Ночь живых мертвецов». Эта серия страшна в том смысле, в каком страшны многие серии «Сумеречной зоны» это ужасающее исследование человеческой глупости, уродства, скрывающегося под поверхностью американского общества и человеческой природы. Проблема в том, что, особенно для того времени, в этой серии сделаны такие сюжетные ходы, которые только усугубляют идиотские расистские убеждения, которые она призвана была осудить.

Серия была единственной, запрещенной к показу

Сумеречная зона

Вышедшая в эфир всего через 20 лет после позорного заключения и насильственного переселения огромного количества американцев японского происхождения в лагеря для интернированных во время Второй мировой войны, эта серия "Встреча" в конечном итоге споткнулась о саму себя при изображении своего героя Артура Такамори. По крайней мере, с самого начала Артур показан достаточно достоверно: он просто профессиональный садовник, который ищет работу и находит ее на участке Фентона. Ему неприятно, что с ним разговаривает белый сосед, который считает его расистскую снисходительность проявлением откровенной ненависти. Фентон имеет обыкновение называть Артура "мальчиком", что говорит о нескрываемом чувстве превосходства. Он делает невежественные предположения о том, что Артур, уроженец Америки, умеет читать кандзи. Он бросается оскорблениями, как будто искренне не считает их вредными. Он принижает физическую силу Артура, когда тот не может открыть таинственно запертую дверь.

Артур тем временем выражает свой дискомфорт. "Меня достает "мальчик", - отвечает Артур на снисходительное обращение Фентона, - я взрослый мужчина. Я работаю и зарабатываю на жизнь. Я отчитываюсь перед Артуром, Такамори или, хотите верьте, хотите нет господином Такамори". Ему не нравится там находиться. С чего бы это? Непрекращающиеся микроагрессии Фентона утомляют. Даже если так называемое гостеприимство Фентона, предлагающего мужчине выпить пива, на бумаге является добрососедским способом существования, оно слишком сильно уничтожается бесчувственностью этого мужчины.

С одной стороны, такое откровенное изображение межрасовых противоречий, безусловно, провоцирует зрителей на некомфортные ощущения, но проблема не в этом. Проблема возникает ближе к началу третьего акта, когда Артур неохотно признается, что его отец, американец японского происхождения, работавший на строительстве Перл-Харбора во время нападения Императорского флота, на самом деле был шпионом, который давал указания самолетам, куда атаковать. Стыд и травма Артура невыносимы и служат решающей частью его гибели, но в основе их лежит то же самое понятие, которое привело к созданию лагерей для военнопленных в 40-е годы. Она подпитывает абсурдное и необоснованное предположение о том, что люди неевропейской национальности от природы менее предрасположены быть хорошими "американцами", что бы это ни значило. Это неудачный поворот в пронзительном сценарии Мартина Голдсмита, который в итоге привел к снятию серии из эфира.

Серия дала своему герою больше, чем отдала

Сумеречная зона

Конечно, это всего лишь 20 с небольшим минут, но у "Встречи" был потенциал для более убедительного и честного раскрытия своих тем. Недооценка персонажа Такея наверное роковой недостаток серии, особенно в сравнении с тем, какой вес придается персонажу Брэнда. Он, белый человек в этом эпизоде, является продуктом культурного и милитаристского промывания мозгов, которое привело его к формированию коварных расистских убеждений. Он утверждает, что акты насилия, совершенные во время войны и причинившие ему неизбывную травму, были просто приказом, который он выполнял по требованию влиятельных, полных ненависти людей. Он утверждает, что его отношение к азиатам-американцам это исключительно результат того, как в культуре изображаются такие демографические группы людей. Когда война закончилась, наступили бурные 60-е годы, а прогрессисты и группы гражданских свобод наконец-то добились того, чтобы убедить белых американцев в том, что равенство и понимание это единственный разумный и достойный уважения путь, Фентон, тем не менее, остается в замешательстве. Этот назревший культурный прогресс находится в глубоком противоречии с тем, что ему насильно вдалбливали во время войны.

Позднее Фентон признается Артуру, что он слишком много пьет. Он намекает на пронизывающий алкоголизм, из-за которого он расстался с женой и потерял работу на стройке. Причина, по его словам, не только в травме, полученной во время службы на Окинаве, но и в том, что откровенные ужасы военного насилия становятся еще более очевидными, когда из уравнения исключается расизм. Персонаж Фентона, каким бы отвратительным он ни был, хорошо прописан и служит метафорической точкой, помогающей донести до зрителя суть серии. Артур же трагически недописан.

Личность Артура сводится к тому, что он ребенок военного предателя, который использовал свою американскую идентичность для помощи врагу во время войны. Это ненужный патриотический и подрывной сюжетный поворот, который только разваливает метафору на части. Бессмысленные предположения Фентона об Артуре, хотя и не менее правдоподобные, почти оправданы через призму морали данной серии. Артур Такамори заслуживал лучшего отношения. Он заслуживал большей глубины и характеристики. Когда в кульминации эпизода Артур сжимает в руках катану и выпрыгивает из окна навстречу своей предполагаемой гибели с криком "бонзай!", "Встреча" идет на роковую авантюру и терпит фиаско.

Даже будучи продуктом менее инклюзивной эпохи, "Встреча" должна была быть лучше. Недоразвитие азиатско-американского персонажа и нагнетание вредных стереотипов противоречит тому, что можно было бы ожидать от «Сумеречной зоны». С появлением множества кулинарных шоу, рассказывающих о богатой и разнообразной культуре американцев азиатского происхождения и их кухне, таких фильмов, как «Минари» и «Голубой байу», создающих волнующие и пронзительные образы азиатского американского опыта, и таких шоу, как «Американец китайского происхождения», формирующих азиатский звездный состав, 2020 годы начали давать зрителям долгожданное представление, работая над устранением того культурного вреда, который нанес Голливуд, и такие благонамеренные, но неудачные серии, как "Встреча".

Серия могла бы войти в число лучших

Сумеречная зона

Если бы серия лучше справилась со своей темой, она могла бы стать одной из лучших и самых страшных в сериале. Затрагивая тяжелые и своевременные темы военной травмы и вечно пагубных последствий даже незначительных проявлений расизма, эпизод был близок к тому, чтобы создать нечто впечатляющее. Если учесть, что Род Серлинг создал «Сумеречную зону» в результате попытки написать сценарий о жестоком убийстве Эммета Тилла, то практически нет причин, по которым подобная серия не должна превосходить его по социальной привлекательности.

На техническом уровне эпизод исключительно хорошо сделан. Брэнд и Такеи играют просто фантастически. Плотная операторская работа создает ощущение клаустрофобии на тесном чердаке. На лбу актеров начинают появляться капельки пота, которые множатся по мере усиления активности, пока мужчины не становятся такими же мокрыми и потными, как жители Бруклина в фильме «Делай, как надо». Эта серия, как и лучшие части «Сумеречной зоны», понимает, что существует не только социальная проблема, но и ее решение. Только вот спотыкается и падает плашмя, досадная оплошность после впечатляющих в целом цирковых трюков.

Если посмотреть на заключительный монолог эпизода "Я ночь - Раскрась меня в черный цвет", то мы увидим написанную Серлингом речь, в которой присутствуют антирасистские взгляды, часто используемые в сериале.

Болезнь, известная как ненависть, не вирус, не микроб, не микроб, а болезнь, тем не менее, очень заразная, смертельная по своим последствиям. Не ищите ее в Сумеречной зоне - ищите ее в зеркале.

Эта серия, хотя и тяжеловесный по своей сути, яростно говорит о жестоком воздействии расизма на человечество. Он работает лучше, чем "Встреча", потому что не потакает тем самым неудачным изображениям цветных людей, которые в конечном счете и становятся гибелью этой серии.

Проблема не в том, что в «Сумеречной зоне» живут расисты. Проблема в том, что они живут здесь, в реальном мире, и бесчувственное изображение расовой принадлежности, подобное тому, что мы видим в заключительном акте "Встречи", только продолжает увековечивать ненависть. И все это гораздо страшнее, чем все, что мы видели в «Сумеречной зоне».