На сцену возвращается сериал, который на протяжении 50 лет продолжает будоражить сознания зрителей, вновь и вновь открывая неизведанные просторы вселенной.


Что «Звездный путь» уготовил нам на сей раз?

Невозможно угодить всем, так или иначе, но кто-либо останется недовольным. Это предельно общий трюизм, который, однако, обычно работает. Ну, а что уж говорить о продолжении одного из самых значимых сериалов в истории телевидения? Что бы создатели не сделали — очевидно, что новый «Стартрек» будут ругать, если не за старомодность, то за слишком большое количество новшеств.



Пожалуй наиболее подкупающая черта сериала — это изящное решение вышеупомянутой проблемы изменений. В «Дискавери» нет разнузданной ревизии оригинала, попытки сделать его более напряженным, интенсивным и динамичным. Скорость развития сюжета напоминает классический кинематограф середины века: никакой спешки (экспозиция, к примеру, занимает целых две серии), у зрителя есть возможность расслабиться и никуда не спешить. Конечно, можно сразу сказать, что неспешность легко можно причислить и к минусам сериала, но вот смысла в подобном действии не будет никакого — «Стартрек» никогда не брал своего зрителя динамизмом, ведь это не боевик, а сериал о исследовании вселенной. Главный его козырь — постепенное разворачивание перед нами подробной картины будущего.


И вот именно здесь «Дискавери» удается совершить чудо: с одной стороны мы сохраняем дух оригинала, но с другой — прошло много лет, неужели мы совсем ничего не изменим? Изменим, просто не в лоб, а намеками, не станем кричать, что белое отныне черное, и наоборот, а дадим зрителю свободу и возможность увидеть другие точки зрения на историю.



Дело в том, что сюжет «Дискавери» повествует о войне между Звездным флотом и клингонами, которая начинается после пограничного столкновения. Одна из участниц этого конфликта — офицер Звездного флота Майкл Бёрнем, пытается убедить командование атаковать первыми, чтобы продемонстрировать клингонам силу человечества и предотвратить войну. После того, как Звёздный флот отказывается от ее плана действий, Майкл поднимает мятеж, однако ее попытка проваливается. В результате пограничное столкновение становится началом полномасштабных военных действий, а трибунал Звёздного Флота приговаривает Майкл к пожизненному заключению за мятеж.


Через полгода военных действий становится очевидным, что Звездный флот вполне может проиграть войну. Вся надежда человечества в исследованиях, над которыми работает экипаж корабля «Дискавери», куда случайно попадает и Майкл. Цель исследований — создание нового типа двигателя, который способен мгновенно перемещать корабль в любую точку вселенной. Понятно, что подобное новшество способно в корне изменить баланс сил.



Заметьте, насколько изящный первый такт — фоном нашей истории служит межзвездная война (тут все пафосно и стандартно), но условие победы в ней отнюдь не грубая сила. Победит та сторона, которая лучше разбирается в законах существования вселенной. Соответственно, меняется и вся атмосфера истории. Вопрос теперь не только в храбрости и готовности пожертвовать собой (и этого будет в избытке), но и в готовности остановиться и подумать, научиться видеть не только ближайшие цели, но и далекие перспективы.


Однако и само военное противостояние достойно внимания: создатели идут на рискованный ход и тратят немалое количество экранного времени на демонстрацию зрителю жизни клингонов. В итоге, черно-белый конфликт между либеральным человечеством и жестокими, агрессивными клингонами превращается в размышление о праве на изоляцию. Внешне миролюбивая политика Звездного флота показывает свою изнанку — нет другого выбора, кроме как принять дружбу.



На эту идею работают и персонажи «Дискавери» — у нас больше нет безукоризненно моральных героев, каждый из них обладает своими изъянами, объясняющими их приверженность Звездному флоту и желание участвовать в войне. Главная героиня Майкл — мятежница, готовая отстаивать свое понимание ситуации до последнего. Капитан «Дискавери» Габриэль Лорка (да, Чехова нет, а значит нужно новое имя-отсылка) — жестокий и тоталитарный человек, верящий в необходимость войны и победы. При этом каждый из персонажей — не просто набор характеристик, они обладают прописанными характерами и прошлым, заставляющими их постоянно оценивать свои действия и делающими возможным изменение героев в будущем. Пожалуй, заинтересованность в будущем развитии персонажей цепляет зрителя больше любых сюжетных поворотов.



И, наконец, еще одна черта, которой новый «Стартрек» точно сможет гордиться, — это адекватное восприятие гендера. Ни один из персонажей не является стереотипной фигурой, созданной по сексистским лекалам. Экипаж «Дискавери» — это группа личностей, каждая из которых является проработанным характером и может стать ролевой моделью. Отдельно бы хотелось выделить линию героя Шазада Латифа — солдата, подвергшегося сексуальному насилию, но тем не менее не превращенного создателями в объект для жалости, а предлагающего нам картину человека, ежеминутно страдающего от психологической травмы, но готового бороться с ней.


Подводя итог, можно сказать, что «Стартрек: Дискавери» — смелая попытка взглянуть на старую вселенную немного под другим углом. При всех изменениях «Дискавери» сохраняет самую главную черту оригинала — демонстрацию нам восторга от изучения непознанного и таинственного.