«28 дней спустя» широко известен как фильм, ожививший жанр зомби-хорроров в начале 2000-х. Режиссёр Дэнни Бойл и сценарист Алекс Гарланд вытащили поджанр из состояния «трупной скованности» и заставили его двигаться в полном спринте — с тех пор зомби на экране то бегают, то ходят (и ходят, и ходят...). Но, как это часто бывает с великим хоррором, «28 дней спустя» говорил о своём времени — особенно о терактах 11 сентября и их геополитических последствиях — и пронзительно показывал, как легко ярость и страх могут загнать людей в замкнутый цикл насилия после катастрофы. После недавних потрясений, таких как Brexit и пандемия COVID-19, новый сиквел «28 лет спустя» выглядит как логичное завершение этой идеи, уделяя внимание тому, что нужно сделать, чтобы разорвать этот круг. Бойл и Гарланд вновь окунаются в свой заражённый мир с головой, и десятилетия перспективы, которые они привносят в постапокалиптическую Британию, делают размышления фильма о том, что действительно важно, очень своевременными.
Фильм «28 лет спустя» выходит в кинотеатрах в пятницу, 20 июня.
Бойл игнорирует предполагаемое глобальное распространение вируса «Ярости» (Rage), намеченное в финале фильма «28 недель спустя», быстро поясняя, что инфекция была оттеснена и теперь ограничена материковой частью Великобритании. Прошло достаточно времени, чтобы появилось целое поколение, не знающее из первых рук, как мир рухнул после вспышки. «28 лет спустя» разумно сосредотачивает действие на 14-летнем Спайке (Альфи Уильямс), жителе хорошо укреплённого острова Холи-Айленд, который делает первые шаги в дикую природу как ученик охотника вместе со своим отцом, Джейми (Аарон Тейлор-Джонсон). Достаточно молодой, чтобы взять с собой игрушку на охоту, но уже достаточно взрослый, чтобы понимать, что это детство, — уязвимость и храбрость Спайка постоянно сталкиваются, когда он сталкивается с ужасами вируса «Ярости».
Уильямс (в своём дебюте на экране) легко справляется с перепадами между этими полюсами, что помогает фильму обрести эмоциональную реалистичность, напоминающую то, что удалось Киллиану Мёрфи в «28 дней спустя». Да, Спайк совершает ошибки и колеблется, но редко (если вообще когда-либо) это выглядит как действия беспомощного ребёнка в жестоком мире. Вместо этого Бойл постоянно подчёркивает, что Спайк и его сверстники были вынуждены повзрослеть слишком рано. То, как жители Холи-Айленда возвеличивают восхождение Спайка на роль охотника (хоть и добродушно), имеет тревожный оттенок насилия, порождающего насилие, что подчёркивается монтажом детских солдат и цитатами из военной поэзии Редьярда Киплинга. Холи-Айленд становится эффективной, хоть и не слишком тонкой, микрокосмом изоляционизма, а угрозы, которые больше всего беспокоят его жителей — например, персонаж Рэйфа Файнса Келсон, о котором мы ещё поговорим, — покажутся очень знакомыми любому, кто не жил под камнем последние пять лет.
Джейми Тейлора-Джонсона, который был бы примерно того же возраста, что и Спайк, во время первоначальной вспышки, представляет собой более сложный взгляд на то, как мужественность развивалась за десятилетия карантина. Он невероятно терпелив и поддерживает — даже нежен — со Спайком в их время наедине, но Джейми преувеличивает мастерство сына грубым бахвальством. Этого достаточно, чтобы мальчик чувствовал себя неуверенно в базовых навыках выживания. Тейлор-Джонсон воплощает эти противоречивые стороны отцовства, не скатываясь ни в одну из крайностей. Отстранённое отношение Джейми к больной матери Спайка, Исле (Джоди Комер), ещё больше отдаляет их друг от друга, особенно когда Спайк понимает, что они оба могли бы сделать для неё больше. Исла постоянно испытывает приступы дезориентации и боли, что ставит Спайка на роль опекуна и ускоряет его взросление. Это богатая работа Комер, и хотя рассеянное сознание Ислы делает её менее заметным персонажем саму по себе, её любовь к Спайку сквозь боль всё равно проступает. Уроки, которые она даёт сыну, в итоге оказываются ценнее советов отца по убийству заражённых одним выстрелом.
Самая большая проблема «28 лет спустя» — это последствия успеха самого Бойла и Гарланда: взрыв популярности зомби-фикшена, вдохновлённого «28 дней спустя», означает множество точек сравнения как для экшена, так и для драмы. Экшн с заражёнными снят чётко и эффектно, но именно здесь толпы подражателей больше всего размыли уникальный стиль Бойла. «28 лет спустя» вводит новые подвиды заражённых, которые выглядят так, будто вышли прямиком из Left 4 Dead, и некоторые из них ставят вопросы о природе инфекции, которые, вероятно, будут раскрыты в уже снятом сиквеле «28 дней спустя: Храм костей».
Особенно эффективны «Альфа-заражённые» — по-настоящему забавное название для этих мускулистых, почти неуязвимых монстров, учитывая темы сценария Гарланда. Эти накачанные, почти непобедимые громилы мгновенно нагнетают напряжение всякий раз, когда появляются на экране, а их финишеры заставили бы даже Суба Зеро восхищённо воскликнуть «безупречная победа». Сцена погони с «Альфой», бегущим в сторону Холи-Айленда, становится одним из самых напряжённых моментов фильма — как если бы приближающийся поезд из эпизода Stand By Me был голым культуристом, бегущим на полной скорости на главных героев... поистине дикая встреча. Но, несмотря на великолепный грим и цифровые эффекты, убийство зомби (или наоборот) уже не так захватывает, как в 2002 году. Бойл и Гарланд, кажется, довольны тем, что позволяют своим подражателям и последователям пытаться превзойти друг друга. Спустя 23 года они больше озабочены вопросами сердца.
Бойл стремится воссоздать партизанский стиль съёмки «28 дней спустя», снятого на цифровую камеру, и снимает «28 лет спустя» в основном на iPhone 15 Max Pros. Маленький размер этих телефонов по сравнению с большими, громоздкими кинокамерами позволяет получить по-настоящему динамичные планы во время экшена. Как сам Бойл это назвал, есть эффект «пули во времени для бедных», который подчёркивает некоторые убийственные кадры и выглядит круто в первый раз, но теряет немного очарования к пятому или шестому повторению. Этот необычный приём камеры также изредка используется для акцентирования характера — например, когда Бойл хочет подчеркнуть скрытую ярость Джейми, сосредотачиваясь на ноже в его руках и немного смещая камеру, чтобы напомнить нам, что вирус не создаёт ярость, а лишь усиливает её до предела. Бойл использует камеру iPhone и в условиях низкой освещённости, окрашивая кошмары Спайка о зомби в злобные ночные красные тона.
Это свидетельство того, насколько продвинулась технология со времён «28 дней спустя», что упоминание «снято на iPhone» почти не имеет значения — хотя профессиональные объективы, которые Бойл и его частый оператор Эндрю Дод Мэнтл крепят к своим смартфонам, вероятно, играют в этом не последнюю роль. Они так хорошо подчёркивают красоту британской сельской местности, что это никогда не кажется компромиссом по сравнению с мрачным, пустым Лондоном из «28 дней спустя». Дроны добавляют новый, динамичный взгляд на экшен, пролетая сквозь группы заражённых с головокружительной скоростью.
Но, как часто бывает в зомби-фикшене — позвольте мне прошептать вам на ушко: может быть, настоящие монстры — это мы сами. «28 лет спустя» раскрывает значимость Келсона — загадочного изгоя, похожего на полковника Курца, с привычкой сжигать тела массово, и его относительно позднее появление открывает дверь к самым сильным моментам истории. Присутствие Келсона значительно сужает масштаб третьего акта, но без излишних подробностей о его странствиях вокруг того самого «Храма Костей», это абсолютно правильный выбор для финального испытания Спайка. И Файнс выдаёт простую, но разрушительно эффективную игру, чтобы усилить этот эффект.
Вердикт
«28 лет спустя» — это фильм, в котором Дэнни Бойл и Алекс Гарланд исследуют культурные потрясения последних двух десятилетий, чтобы создать своевременную историю взросления, полную красоты и жестокости в равной мере. Дебютант Альфи Уильямс уверенно несёт на себе тяжёлый сюжет, поддержанный сильными выступлениями Аарона Тейлора-Джонсона и Джоди Комер. У Бойла есть множество новых трюков для съёмки «28 лет спустя» так, чтобы передать дух оригинала, не копируя его, и то же самое касается экшена, который ощущается скорее как эволюция уверенного взгляда «28 дней спустя» на заражённый хаос, чем как попытка превзойти бегущих и кусающих подражателей, которых он сам вдохновил. Масштаб фильма гораздо уже, чем у «28 дней спустя», но его послание не менее мощно.
Комментарии (0)