Лого https://tvguru.ru

Где Бармаглот? Объяснение интерактивного эпизода «Черное зеркало: Брандашмыг»

img

Иллюзия выбора и сокрушительное разрушение четвертой стены

Сразу после трейлера на Netflix вышел первый интерактивный эпизод сериала «Черное зеркало», исследующего проблемы сосуществования технологий и человечности. Суть в том, что зритель, словно в компьютерной игре или визуальной новелле, может управлять действиями персонажа и таким образом изменять последующий сюжет — разумеется, в рамках, предложенных сценаристом. Конечно, первопроходцем жанра была «Мозайка» Стивена Содерберга, вышедшая на HBO, но для Netflix это огромный шаг вперед. Из-за столь необычного формата даже у внимательных поклонников осталось много вопросов. Специально для вас мы решили собрать их воедино вместе с подробным пересказом основной сюжетной линии.

Брандашмыг или Бармаглот?

Первая неточность, возникшая вокруг серии, появилась из-за трудностей перевода. Оба персонажа со странными именами — монстры из книг Льюиса Кэрролла, автора «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье». На личность Кэрролла есть намеки и в эпизоде: например, произведения блестящего математика и любителя логических задач действительно можно назвать головоломкой, как и детский приключенческий роман «Брандашмыг», в сериале написанный психопатом-писателем.

Так как книги Кэрролла тоже являются детскими, русскоязычные переводчики пытались максимально адаптировать говорящие имена на русский язык. С Брандашмыгом случилось то же самое. В «Охоте на Снарка» его и вовсе переименовали в Кровопира. Мрачновато для детской книжки, не находите? 

Так или иначе, Bandersnatch — это именно Брандашмыг, появляющийся как полноценный персонаж в «Охоте на Снарка», свирепое и быстрое создание с длинной шеей и мощными челюстями. А Бармаглот на английском — Jabberwocky (перевод Дины Орловской), и это герой одноименного стихотворения, включенного в «Алису в Зазеркалье». Со времен Кэрролла имя Брандашмыга было использовано во многих источниках, включая компьютерные игры и, конечно, экранизации «Алисы».

История создания

Согласно официальным сведениям, «Брандашмыг» находился в разработке не менее 2 лет. Режиссер Дэвид Слэйд рассказал, что часть детства главного героя списана с самого Чарли Брукера, шоураннера «Черного зеркала». Сюжет установлен в 1984 году. Любопытно, что в 1980-х действительно должна была выйти в продажу таинственная игра под названием «Брандашмыг», но по неизвестным причинам она не увидела свет. Впоследствии права на игру были проданы, и она превратилась в «Brataccas», однако в ней мало что осталось от задуманного изначально. Это реально произошедшее событие и стало основой для безумной истории в духе «Черного зеркала»:


<!--dle_media_end-->

О чем эпизод

Главный герой, Стефан, является большим поклонником компьютерных игр Колина Ритмана. Стефан разрабатывает собственную игру по любимой книге — «Брандашмыг». Автор приключенческого романа был настоящим гением, правда, закончил плохо — убил и расчленил собственную жену. У Стефана натянутые отношения с отцом, да и в целом парень не выглядит уверенным в себе и счастливым. Начинается все с собеседования в перспективной компании по разработке компьютерных игр: «Брандашмыга» хотят купить для продажи на Рождество. А что будет дальше, решать вам...

Интерактив и выбор

...или нет? Если вкратце, то идея создателей очевидна: выбора на самом деле нет ни у кого из нас. Но хорошо это или плохо? Мы рассмотрим ниже, как такое открытие отразилось на персонаже, чтобы не оставлять спойлеров. Однако основная тема «Брандашмыга» — свобода воли и гипотеза о множественности вселенных, создающейся посредством нашего выбора. И потому даже концепция интерактивного эпизода на такую тему превосходна и является творческим высказыванием сама по себе!

Не бойтесь так и не попасть на финальную арку. Серия сама будет предлагать вам вернуться к важным решениям, когда это будет необходимо. Вы не попадете в тупик, так как при «неверном» выборе у вас будет шанс просто изменить его позже. 

Зато с каждым отхождением от основного сюжета вы будете больше узнавать о Стефане и вопросах свободы воли в контексте сериала. Хоть это и может занять определенное дополнительное время, вы не потратите его зря и получите удовольствие от просмотра всех частичек этого пазла.

Netflix and kill

Появление в сюжете нас с вами, то есть, зрителей, выполнено по всем законам слома четвертой стены. Напомним, что разрушение четвертой стены — это прием, при котором персонажи напрямую обращаются к автору или аудитории, не обращая внимания на законы своего мира. Самым знаменитым «ломщиком стен» в последнее время стал антигерой Marvel Дэдпул, часто разговаривающий со зрителями. И пусть арка с Netflix'ом не является основной и скорее выступает лишь в роли развлекательного элемента, она имеет место быть и сделана со здоровой долей самоиронии создателей, высмеявших моду на блокбастеры в Голливуде.


<!--dle_media_end-->
Осторожно, далее — только спойлеры!

Основной сюжет

Итак, 19-летний Стефан просыпается в день собеседования, завтракает с отцом и отправляется в компанию по производству игр. Там он знакомится с энтузиастом-владельцем, обещающим золотые горы и успех, и своим кумиром — создателем его любимых игр Колином Ритманом. Владелец фирмы предлагает Стефану перебраться в офис и закончить игру здесь, собрав для этого целую команду. Казалось бы, исполнение мечты, но соглашаться не стоит — игра потеряет свою индивидуальность и провалится на рынке, а предвидящий это Колин будет против и не станет помогать Стефану. Работа над проектом в одиночку — то, чего хочет и нелюбимый Стефан, и сама судьба.

Но этот труд оказывается непосильным, как физически, так и морально. Стефан, который не спит и не ест, чтобы закончить в срок, вызывает беспокойство отца. По его требованию парень посещает психолога, которая прописывает ему таблетки. Дело в старой травме — мама Стефана погибла при крушении поезда, когда тот был еще совсем ребенком. Стефан винит в ее смерти себя, считая, что из-за него она опоздала на более ранний рейс. А отца ненавидит — если бы тот не забрал его любимую игрушку, мальчик не замешкался бы, и они с матерью вдвоем уехали бы на другом поезде. В этом кроется причина неуверенности и закрытости Стефана.

Игра никак не желает запускаться, а отец давит на сына вопросами «Что с тобой?» и «Как тебе помочь?». После срыва отец привозит Стефана к его психологу, но парень видит в толпе Колина и решает (с вашей помощью) пойти за ним. Колин зовет его к себе домой, где знакомит со своей девушкой и ребенком, а потом они вместе принимают наркотик. Колин рассказывает о своем видении мира: наши решения на самом деле ничего не значат, потому что всегда существует параллельная вселенная, где ты сделал другой выбор, и при желании между ними можно перемещаться и изменять свою реальность. Он предлагает доказать это, спрыгнув с балкона, и разбивается насмерть. В шоке Стефан неожиданно просыпается в машине отца, за минуту до встречи с Колином. Теперь он безропотно идет на прием с психологу, где рассказывает, что не ощущает свободу собственной воли, ему кажется, что им управляют.

Психолог решает, что ему нужно увеличить дозу лекарств, чтобы не начались галлюцинации. Но, помня слова Колина, в частности, о том, что правительство накачивает людей наркотиками через еду и тайно это снимает, Стефан избавляется от таблеток. Он пытается закончить игру и вводит дополнительную арку про правительственный заговор, вдохновившись историей Колина и уверенный, что тот мертв. Но из-за новых данных игра не запускается в офисе шефа. Стефан просит дать ему отсрочку в 2 дня, уверенный, что все исправит. Один из сотрудников передает ему кассету от Колина, записанную «для вдохновения». В компании считают, что Колин просто ушел на внезапный отпуск. 

Стефан смотрит кассету, на ней — документальный фильм об авторе книги «Брандашмыг» и о том, почему он совершил кровавое убийство. Оказывается, книга свела его с ума: он считал, будто за него принимает решения кто-то другой, а параллельные вселенные нивелируют любой выбор. Во многом это случилось из-за того, что жена давала ему наркотики, поэтому он и убил ее, не считая, что «временная смерть» считается преступлением. А ее кровью нарисовал на стенах множество странных знаков.

Стефан смотрит в свои записи и понимает, что этот знак — обозначение выбора в схематично изображенном сюжете игры. Женщина из документалки убеждает, что свободы выбора не существует. Все это давит на Стефана, уже давно замечающего за собой странное поведение. Например, иногда ему хочется сделать что-то, чего сам он делать не желает, например, облить компьютер чаем.

Далее он видит сны, в зависимости от предмета, с которым уснет. Либо это семейная фотография с отцом и матерью, и он переносится в роковую ночь, когда отец забрал его игрушку, либо — книга об играх, после прочтения которой он отправляется к отцовскому сейфу и находит там плюшевого кролика (или правительственные данные об экспериментах над собой, не суть важно). Главное, что он просыпается и садится за компьютер. В сердцах он обращается к тому, кто им управляет, и просит подать знак. Здесь вы либо рассказываете правду про Netflix, либо (и это основной сюжет) показываете символ, который свел с ума писателя. 

Стефан тоже не остается спокойным. У него происходит срыв, он кричит, что «ничего не решает», не отвечает за свои действия. На шум прибегает отец, пытается упокоить сына. Но им уже управляют. Не желая того, он хватает тяжелую пепельницу и одним ударом убивает отца. 

После этого Стефан полностью смиряется с положением вещей. Им действительно кто-то управляет. Далее вас ждут «положительные» или «отрицательный» финалы, если считать за положительное выход и успех игры, его творения.

Если вы выбираете «расчленить тело» отца по примеру безумного писателя, Стефан наконец находит душевный покой. Он понимает: то, что гложило его всю жизнь, а именно, смерть матери, не является его виной, и эта правда освобождает. Он покорно делает то, что ему «приказывают», изрисовывает символом все свои рукописи и заканчивает игру, так как теперь может сосредоточиться только на ней. «Брандошмыг» становится хитом, гениальным творением, однако его ловят и садят в тюрьму. После этого игру изымают из продажи. Спустя много лет, в наши дни, ее находит программистка, которая решает перезапустить игру, несмотря на прошлое ее создателя (прямо как Стефан когда-то). Она создает то, что видели мы — этот «фильм», хотя здесь это игра. Но наступает момент, когда и ее настигает «проклятие» Брандошмыга...

Если вы решаете закопать труп, к вам с проверкой, как продвигается разработка, нагрянет Колин. Он не заметит тела в гостиной, однако Стефан, будучи на взводе, берет нож, и Колин это замечает. Стефан признается в содеянном. Колин без тени страха или сомнения дает ему выбор — отпустить его или убить. Отпустить — значит, практически сдаться полиции. Стефан не успеет завершить игру, копы приедут сразу после того, как труп будет закопан. Ее завершат уже в компании, и она получится «сырой» и спутанной. Стефан в тюрьме продолжит рисовать символ на стенах.

Если вы захотите убить Колина, он сам даст Стефану орудие убийства и предложит «начать заново» перед смертью. Но Стефана все равно посадят за решетку, а так как игра не успеет выйти в срок, компания обанкротится, лишившись своего главного автора Колина. Стефан продолжит рисовать символ на стенах тюремной камеры.  

img

Кто такой Колин

Кем же является таинственный провожатый Стефана в другие реальности? Мы можем лишь предполагать, но он точно — не обычный смертный. В отличии от Стефана, он может сознательно перемещаться из реальности в реальность и контролировать свои бесчисленные жизни. Увидев в Стефане родственную душу, он решает открыть ему глаза на истину, однако его разум, и без того не отличающийся стабильностью, не выдерживает такого напряжения. 

Сам же Колин явно намекает на свою роль в качестве Белого Кролика, если предположить, что Стефан — это Алиса из книг Льюиса Кэрролла. Подобная отсылка была и в культовой кинотрилогии «Матрица» Вачовски. Словно Белый Кролик, Колин заставляет Стефана последовать за собой в бездонную Яму. Именно так Алиса попала в Страну Чудес. Но Стефан, если верить Колину, «увяз в Яме». Он не может выбраться из нее обратно в реальность, что и становится причиной его неудач.

Объяснение концовки

Вернее, концовок. Но обо всем по порядку. Во-первых, игра «Брандашмыг» — это сам эпизод, который мы смотрим. На это явственно указывает концовка с девушкой-программисткой из наших дней, ведь она создает эту серию. Мы проходим те же арки — после того, как Стефан добавил ответвление сюжета про правительственный заговор, оно появляется и в его жизни.

Во-вторых, как и у персонажа игры, свобода воли Стефана максимально иллюзорна. В начале серии он считает себя виновным в смерти мамы, потому что отказался уезжать без любимой игрушки и ей пришлось сесть на более поздний поезд. Однако из побочных сюжетных арок мы узнаем, что, даже найди он кролика, забрав его у отца, они все равно бы опоздали. Выбор был невелик и совсем не касался выживания мамы: либо мальчик поехал бы с ней и тоже погиб, либо отказался ехать и выжил. 

Так как Стефан находится в игре, многие персонажи — обычные PCP (например, его мать из воспоминаний). Конечно, некоторые концовки отрицают эту теорию, например, та, в которой Стефан — актер по имени Майк. Но в общем и целом, посыл у большинства концовок именно такой. 

Каждое наше решение создает отдельную вселенную. Только задумайтесь, ведь даже от самых мелких на первый взгляд решений может измениться вся ваша дальнейшая жизнь. Может ли быть так, что после смерти в одной реальности человек попадает в реальность, где еще не умер? Можно ли управлять этим процессом, управлять своей жизнью самостоятельно, как Колин? Или же мы все — просто марионетки вроде Стефана, которых сломит осознание истины? Игра — это множество решений, как и жизнь человека. Что, если и наша жизнь — игра? 

«Черное зеркало» привычно оставляет зрителей один на один с выводами, которые дарят нам эпизоды сериала-антологии. Быть PCP или активным игроком в своей игре — решать вам.

А вам понравился эпизод?

опрос

Комментарии

Новости сериала
наверх