У фанатов компании DC давно сложились неоднозначные отношения со вселенной «Стрелы». Несмотря на то, что многие хвалят ранние сезоны «Стрелы» и «Флэша» и чудесное превращение «Легенд завтрашнего дня» из невзрачного в яркий сериал с хорошими актерами, современная интернет-культура склонна при любой возможности опровергать репутацию этих сериалов. Кому-то не нравятся слишком затянутые сюжетные линии или ненужные разногласия в команде, а кто-то считает, что эти сериалы слишком долго находятся в эфире. Но за этим пренебрежением скрывается нежелание признать очевидное, в последнее десятилетие канал CW создал более качественную и последовательную вселенную DC, чем Голливуд.

Поскольку финал сериала «Флэш» уже совсем скоро, 2023 год ознаменует конец этой вселенной после одиннадцати лет, шести живых супергеройских сериалов и сотен серий. Это остается его величайшим наследием: органичное построение общей вселенной комиксов, амбиции которые соперничали с кинематографической вселенной Marvel и поддерживали DC на плаву, пока Расширенная вселенная DC терпела неудачи.

Сериалы «Стрела» и «Флэш» ознаменовали рассвет Arrowverse

СтрелаКогда в 2012 году состоялась премьера сериала «Стрела», он был продуктом начала 2010 годов, выйдя на смену «Смолвилю», но следуя тенденциям, заданным «Темным рыцарем». Он переосмыслил Зеленую Стрелу как задумчивого мстителя в духе Бэтмена, борющегося с коррупционерами, уличными злодеями и многочисленными изгоями Бэтмена, угрожающими его городу, и при этом днем представляющегося богатым плейбоем.

Миссии Оливера Куина и его истории во время воспоминаний были суровыми и позиционировались как таковые, не считая случайных странных и сверхъестественных сцен. Несмотря на свою увлекательность, первый сезон еще не успел оправиться от того, как в рамках первой фазы фильмы MCU поменяли правила игры, доказав существование рынка для легких адаптаций супергероев.

Но «Стрела» под руководством Грега Берланти, Марка Гуггенхайма и Эндрю Крейсберга (которого The CW уволил в 2017 году после обвинений в сексуальных домогательствах) быстро усвоила новые принципы. Второй сезон начал охватывать более странные уголки вселенной DC, заложив основу для трагического соперничества Оливера с его наставником, ставшим злодеем, Слейдом Уилсоном. Что еще более важно, в двух сериях шоу Грант Гастин сыграл роль ученого-криминалиста Барри Аллена, использовав его камео, чтобы посмотреть, примут ли зрители более жизнерадостную версию Стивена Амелла. Менее чем через год состоялась премьера сериала «Флэш» и он шел вместе со «Стрелой».

Это положило начало современному миру Arrowverse. «Флэш» был ярким, красочным, невероятно самосознательным, но при этом глубоко искренним. Барри был не только спидстером, но и хорошим человеком, пытающимся защитить невинных людей от вышедших из-под контроля металюдей Централ-Сити. Злодеи обладали мощными способностями и точными для комиксов кличками, от Капитана Холода и Обратного Флэша до Гориллы Гродда из Серебряного века. Оба сериала могли похвастаться своим милым актерским составом и динамикой отношений между героем и злодеем, а соперничество Барри и Обратного Флэша стало центральным моментом его девятисезонного пути героя. Но сериал также регулярно обращался к своей собственной истории, приглашая на роли бывших звезд «Флэша» 1990 года, таких как Джон Уэсли Шипп и Марк Хэмилл, в память о своих старых телевизионных ролях. В отличие от фильмов DC того времени, сериал казалось, не стыдился глупого прошлого DC Comics.

Вселенная «Стрелы» становится гигантом сетевого телевидения

СтрелаПосле этого адаптации продолжали расти. После успешного кроссовера с «Флэшем» сериал «Супергерл» перешел с канала CBS на канал The CW на второй сезон. «Легенды завтрашнего дня» стали спин-оффом для не очень популярных персонажей «Стрелы» и, несмотря на тяжелое начало, превратились в лучший и самый стабильный сериал, не говоря уже о самом странном сериале DC за исключением «Рокового патруля». Премьера «Бэтвумен» состоялась через год после того, как ее главная героиня снялась в одной из серий 2018 года, а сериал «Черная молния», хоть и был сначала самостоятельным, в итоге объединился с главными героями «Стрелы» во время адаптации "Кризиса на бесконечных Землях" в 2019 году.

В то время как некоторые сериалы были склонны скатываться к повторяющейся мелодраме, Arrowverse никогда не упускал из виду развитие отношений своих героев и персонажей второго плана. Помимо разнообразия, эти сериалы были маяками позитивного направления, в них было много разных героев, чьи истории действительно были трогательными. Чем больше персонажей населяли этот телевизионный уголок, тем более живым чувствовала себя вселенная «Стрелы».

Начиная с "Флэша против Стрелы" 2014 года, каждый год выходило новое совместное событие, каждое из которых было более амбициозным, чем предыдущее. Тем не менее, эти кроссоверы сделали отдачу от общей вселенной супергероев на телевидении достойной, часто ценой выявления недостатков фильмов DC. Только в 2017 году премьера "Кризиса на Земле X" состоялась примерно в то же время, что и премьера «Лиги справедливости» от Warner Bros., вышедшей через год после столь же провального «Бэтмена против Супермена: На заре справедливости». Критики сочли, что работа The CW превосходит голливудскую (и, в некоторой степени, кроссовер MCU «Защитники» Netflix). Говоря коротко, «Стрела» установила планку, на которую должны равняться все живые кроссоверы DC в будущем.

Пост-кризис и конец эры

Стрела

В конце концов, все достигло пика в "Кризисе на бесконечных Землях". Пятисерийная адаптация была не только символом «Стрелы», но и всей десятилетней истории адаптаций DC. В этом кроссовере упоминалось практически все: прошлые версии Супермена, Бэтмена покойного Кевина Конроя, современные сериалы, такие как «Люцифер», и давно забытые, такие как «Хищные птицы». Не говоря уже о кратком, но не менее грандиозном взаимодействии между Флэшем из Arrowverse и Эзрой Миллером, его коллегой из DCEU. Все это позволило завершить историю Оливера Куина и зародить вокруг сериала новую живую мультиверсию DC, предположительно открывающую светлое будущее для сериала.

К сожалению, эти планы рухнули несколько месяцев спустя, хотя и по причинам, не зависящим от них. Из-за пандемии в 2020 большинство сериалов CW были вынуждены остановить производство в середине сезона, а последующие попытки завершить незаконченные сюжетные линии в следующем сезоне убили много динамики после "Кризиса". Вскоре после этого продолжительность сериалов сократилась, некоторые из них, такие как «Супергерл» и «Черная молния», закончились на собственных условиях, в то время как «Бэтвумен» и «Легенды» закончились на неразрешимых завязках. Приобретение CW компанией Nexstar лишь предвещало упадок, равно как и отмена сериалов таких как «Старгерл», «Роковой патруль» и «Титаны» на HBO Max. Финал «Флэша» и неопределенное будущее «Супермена и Лоис» и даже «Рыцари Готэма» остаются в подвешенном состоянии. Как ни странно, единственным сериалом, который переживет эту эпоху, может стать «Харли Квинн», нецензурный, грубый, но неожиданно искренний мультсериал DC, не связанный установленной преемственностью.

Действительно, как и MCU, Arrowverse заслуживает того, чтобы его запомнили как первопроходца современного супергеройского расцвета. Сезон за сезоном он доказывал жизнеспособность вселенной комиксов в живом действии, превращая героев из списка "Б" в известные имена и не забывая при этом веселиться, рассказывая серьезные, своевременные и эмоционально трогательные истории. Истории, которые, возможно, не имеют будущего в планах Джеймса Ганна, даже если они заполнили огромную фэндомную пустоту в то время, когда проекты DC испытывали трудности. Как и «Флэш», при всех своих взлетах и падениях за эти годы, киновселенная «Стрелы» проделала чертовски хороший путь.