9 интересных деталей о фильме Хищник: Планета смерти
В 2022 году Дэн Трактенберг ошеломил всех приквелом «Добыча». Это не умаляет его таланта как режиссёра. В конце концов, он снял «Кловерфилд, 10», но репутация франшизы рухнула после спорного и раскритикованного фильма «Хищник» 2018 года. Действие фильма разворачивается в 1719 году на Великих равнинах, где Нару (Эмбер Мидфандер), молодая женщина из племени команчей, мечтает проявить себя перед своим племенем, но сталкивается не только с французскими торговцами мехами, но и с инопланетной машиной убийства, известной как Хищник.
Репортеры отправились в Окленд, Новая Зеландия, чтобы посетить съёмочную площадку «Хищник: Планета смерти», ничего не зная о фильме. Для крупных франшиз секретность это обычное дело, но обычно перед посещением съёмок Marvel или «Звёздных войн» ты примерно понимаешь, чего ждать. С «Хищником» возможностей было бесконечно много, особенно потому, что сказали, что это не сиквел «Добычи». Сможет ли «Планета смерти» затмить «Чужой: Земля» по размаху, судя по трейлеру и намёкам на слияние вселенных.
Даже продюсер фильма Бен Розенблатт признался в своём удивлении:
Мы приложили огромные усилия, чтобы сохранить сюжет в тайне. Знаю, это звучит как стандартная речь, но мы и сами поражены, как мало информации утекло наружу о том, что мы делаем.
Прежде чем начать рассказывать о фильме, он спросил всех присутствующих в зале, известно ли им что-нибудь о проекте. Хором все журналисты покачали головами и ответили: «Эль Фаннинг».
«Хищник: Планета смерти» делает Хищника героем, а не монстром

«Хищник: Планета смерти» это первый фильм франшизы, где заглавное существо становится героем. По словам Розенблатта, действие происходит далеко в будущем, после всех фильмов «Хищников», «Чужого» и «Чужой против Хищника». В центре Дек (Димитриус Колоаматанги), хищник с Яуджа Прайм, живущий с семьёй. После череды событий, которые Розенблатт описал как «захватывающие и трагичные», Дек отправляется в путешествие и неожиданно попадает на далёкую планету Генна, дом неубиваемого зверя по имени Калиск. Дек хочет убить его и принести домой, чтобы доказать клану свою ценность. Есть ещё Тиа (Фаннинг), синтетик от Вейланд Ютани, разрезанная пополам и застрявшая в гнезде на Генне, ждущая спасения от Тессы (тоже Фаннинг), другого синтетика.
Главный конфликт: Дек и Вейланд Ютани охотятся за Калиском, первый ради чести, вторые ради эксплуатации. Они заключают сделку: Тиа помогает Деку выжить, если он вернёт ей ноги, потерянные в схватке с Калиском. Поэтому кодовое название фильма «Рюкзак»: Тиа проводит первую половину фильма на спине Дека. Розенблатт говорил о общей атмосфере фильма:
Мы стараемся найти баланс между крутыми, брутальными вещами, которые ожидаешь от фильма про Хищника, отличным экшеном, серьёзными моментами, но также хотим, чтобы это был приключенческий фильм. Мы отправляемся в приключение вместе с героями, эмоционально сближаясь с ними. Это тот баланс, к которому мы стремимся.
Самая большая сложность это помочь зрителям эмоционально связаться с Хищником. Розенблатт сравнил подход к Деку с персонажами из последних фильмов «Планета обезьян». Актёр Димитриус Шустер-Коалоаматанги играет Дека на площадке (вместе с каскадёром Тоа Паранихи), но его лицо полностью переделают с помощью компьютерной графики.
Фильм возвращает ветерана франшизы (и это не тот, о ком вы думаете)

Когда думаешь о франшизе «Хищник», сложно выделить одного персонажа. Фильмы не сохраняют сквозных героев. Но дизайн Хищника главное связующее звено. Алек Гиллис, помогавший создавать оригинального монстра для фильма 1987 года вместе со Стэном Уинстоном, был на съёмках и рассказал, как его втянули в переделку костюма:
Если вы знаете историю того фильма, то знаете, что его снимали в джунглях, и там был монстр, там были Арнольд и Джоэл Сильвер, экстравагантный продюсер, и Джон МакТирнан за рулём этой картины. Они были недовольны монстром. Это легенда. Я знаю тех, кто сделал первый вариант монстра, и мне их жалко, потому что я думал: как всё так вышло из-под контроля, режиссёр говорит: "И вот мы в джунглях, открыли этот ящик, заглянули внутрь и подумали: что это, чёрт возьми, такое?"
Гиллис работал над каждым фильмом «Хищника» с оригинала, но считает, что сейчас вселенная расширяется. Он месяцами в Лос-Анджелесе с Трактенбергом и Розенблаттом создавал новых персонажей, включая Дека, его племя и существ Генны, а так же змееподобное создание по имени Скёрт. Нам показали куклу Скёрта: Дек, разбившись на Генне, мастерит оружие из подручных материалов. Одним из таких приспособлений становится Скёрт: Дек приручает его, чтобы использовать в качестве плечевой пушки. Существо выплёвывает два разных химических вещества, которые при смешивании становятся взрывоопасными.
Проблема была в том, как Дек будет говорить. Гиллис — сторонник практических эффектов, но пока он и его команда пробовали разные методы, чтобы передать лицо Дека и его речь, особенно с помощью его нижних челюстей. Они пробовали сочетание грима и аниматроники, но по мере продолжения экспериментов стало совершенно ясно одно.
Результат был хорошим. Но я первым сказал: «По-моему, мы можем лучше. И я считаю, что цифровые технологии помогут нам этого добиться». И здесь на сцену выходит WETA Digital. Как раз в то время, когда мы проводили этот тест, мы посмотрели фильм «Планета обезьян». А там — такие потрясающие актёрские работы! Это неоспоримо. Нужно использовать правильный инструмент для конкретной задачи.
Для меня это прекрасная возможность принять участие и в цифровом процессе. Мы стираем искусственно созданные барьеры между специалистами по практическим эффектам и цифровыми художниками — теперь мы все просто художники по созданию персонажей.
Дизайн синтетиков вдохновлён франшизой «Чужого»

На съёмках мы поговорили с Сьюзи Гласс, главной по макияжу и причёскам. Разговор в основном был о двух персонажах Фаннинг сильно повреждённой Тиа и антагонистке Тессе. Когда Гласс взялась за проект, у неё была только фотография Фэннинг и пара указаний от Трактенберга и Розенблатта (включая желание видеть повреждения на Тиа). Поскольку большая часть фильма проходит в суровых условиях, Гласс хотела, чтобы грязь и пот выглядели правдоподобно. В итоге Тиа получилась как обстрелянный боец. Тесса же должна быть красивой, но жёсткой и крутой, без грязи, как у Тиа.
Другой сложный аспект это глаза Дека, слепого на один глаз. Глаза Хищника ярко-жёлтые с чёрным зрачком, и для Димитриуса и его дублёра нужны были линзы. Из-за физической нагрузки роли Гласс заказала линзы с прозрачным ободком вокруг зрачка, для дублёра ещё заметнее.
Гласс также намекнула на другого синтетика, Эйба, которого назвала «героями-синтетиками», с отсылкой к персонажам Дэвида и Уолтера Майкла Фассбендера из франшизы «Чужой».
Фильм больше похож на «Конана», чем на «Звёздные войны»

Многие синтетики в «Хищнике: Планета смерти» похожи на людей, но настоящих людей в фильме нет. Это был вызов, но Трактенберг справился:
Часть удовольствия в том, что это необычно и сложно. По концепции, ограничения это весело. Помню, мне давали много отзывов. Мой первый фильм («Кловерфилд, 10») был камерным триллером, и все говорили: "о, так сложно снимать в одной локации, это вызов", а на деле это наоборот упрощает. Быть в коробке и искать, как сделать это интересным, порождает крутые творческие решения. То же самое с этим фильмом. Ограничения в языке заставляют больше показывать визуально, и всё, что мы делаем, становится более заряженным, а слова, когда они есть, и кинематография должны быть на высоте.
Трактенберг рассказал, что «Добыча» изначально планировался как фильм без слов, но это не сработало. Он надеялся сделать «Планета смерти» такими же:
Фильм «Планета смерти» принес неожиданные сложности: «Идея с Деком и Тиа, наполовину человеком, даже обычная прогулка и разговор, обычная сцена в любом другом фильме, не трюковая, ничего особенного, для нас невероятно сложна и требует времени. Она на тросах, понимаете? Со временем команда разработала разные крепления, и к последней сцене с Димитриусом и Элль они просто стояли спина к спине. Трактенберг подумал: «Почему мы не делали так с самого начала?»
Трактенберг подтвердил слова Розенблатта, назвав «Планета смерти» приключенческим фильмом, отличающимся от «Добычи»:
Мы продолжаем сочетать иногда очень выверенный, иногда причудливый, но также документальный стиль, сохраняя этот микс. У «Добычи» был приключенческий оттенок, но этот фильм гораздо больше про приключения. Веселье от дружеской химии требует причудливости, но для меня она не перекрывает приземлённую атмосферу.
Трактенберг также рассказал о вкладе Гиллиса, который помог сохранить верность франшизам «Хищник» и «Чужой». Он не хотел, чтобы фильм был слишком в стиле «Звёздных войн» или «Звёздного пути». Формы в «Звёздных войнах» квадратные, а у «Хищника» — округлые. Он сравнил Дека с Конаном-варваром:
Ещё одна вещь это его поведение и личность, но всё ещё хищническая. Почему-то мне всегда виделся Конан. В плане культуры и поведения он лаконичен, говорит мало, но эти слова значат многое. В ткани этого мира есть что-то фантастическое, но брутальное, пиратское, отличающееся от «Властелина колец», «Игры престолов» или «Аватара». Конанский вайб подходит, когда мы углубляемся в культуру».
Синты находятся на Генне уже очень давно

Одним из самых титулованных на площадке была художница по костюмам, лауреат премии Оскар Найла Диксон, которая отметила, что работа над фильмом была «самым долгим периодом дизайна костюмов для наименьшего количества костюмов за всю мою карьеру». Причина, по её словам, в визуальном подходе Трактенберга:
Мы постоянно искали, и мы вдвоём находили множество путей. У него теперь в голове куча идей для фильмов в стиле «Хищника», и один, который мы оба полюбили, возможно, когда-нибудь появится.
Это дало Диксон удовлетворение, ведь когда рисунок правильный, костюм будет правильным.
Для синтетиков в фильме команда хотела «абсолютной унифицированности, но с чем-то футуристичным или практичным». Сначала были базовые униформы, слегка футуристичные, потом добавили пончо, шляпы и сделали их потрёпанными:
Было ощущение, что синтетики давно на этой планете. Всё начинает изнашиваться. Ты можешь выйти из дома в униформе, но она начинает разрушаться, даже для синтетика. Это был наш мысленный путь, они становятся индивидуальнее, немного сбродом.
Костюмы Хищников Диксон назвала «вневременными», и далёкое будущее не повлияло на стиль их брони. Особенно потому, что Дек считается «не Хищником» по мнению отца, в сравнении с братом Куэем.
Иерархия оружия Хищников

«Крутой» и «Хищник» — почти синонимы. Каждому воину Яуджа нужен арсенал эффективного оружия. Мэтт Корнелиас, мастер по реквизиту, показал «сложные, но реальные» оружия, назвав их «потрясающими машинами убийства». У Дека, его брата Куэя и отца иерархия оружия: отец полагается на физическую силу, а Дек и Куэй «очень хотят всё попробовать». О мече Корнелиас сказал:
Для команды по визуальным эффектам и Джеффа, есть клинок, который как бы дополняет лицо. Это интерактивный реквизит. Хотя в движении он выглядит иначе, мы много используем их на площадке, и это каскадёрские клинки, гибкие и безопасные.
Связь Дека и Тиа, они нужны друг другу, чтобы выжить

Фанаты «Хищника» знают, что Жан-Клод Ван Дамм должен был играть монстра в 1987 году. Алек Гиллис рассказал:
Жан-Клод Ван Дамм играл монстра, и, думаю, ему не нравилось закрывать своё красивое лицо и не делать свои кикбоксёрские трюки. И это правильно, потому что ему суждено было большего. Так что съёмки остановили.
Для «Планеты смерти» нужен был герой-Хищник, и Димитриус Шустер-Коалоаматанги справился. Мы говорили с ним в полном костюме, включая линзы, и он смотрел на всех «первобытными» глазами. Из-за секретности он не знал, что пробуется на «Хищника»:
Я не знал. Они прислали страницу диалога и сказали: "сделай один в своём обычном акценте, а другой на выдуманном языке". И добавили: "свободная интерпретация", я такой: "ну конечно". Я просто говорил бред, а потом нужно было прислать видео с движением, тоже на свободную интерпретацию, так что можно было делать что угодно. И это сработало.
Для пробы движения он смешал тонганский танец с боевыми приёмами в 45-секундном видео. Играть Дека он назвал «определённо приключенческим»: «И я думаю, очень здорово, что мы можем наблюдать за Хищником, а не просто видеть его антагонистом, который просто приходит и сеет хаос». Рассказывая о том, что большую часть съёмок ему пришлось нести на спине героиню Фаннинг, Шустер-Колоаматанг пошутил:
Часть её веса взяли на себя тросы и всё такое. Но да, я тоже нёс часть веса, и мои плечи стали немного больше, чем были до начала съёмок.
Связь Дека и Тиа не мгновенная: «Всё дело в Яуджа — они охотятся в одиночку, это их девиз». Они неидеальная пара, но подходят друг другу: «Она даже ходить не может, так что его первая реакция: "Ты бесполезна, я не знаю, что с тобой делать". Но она убеждает взять её с собой, что она полезна, и в этом путешествии ты понимаешь: "о, да, работа в команде работает лучше, чем охота в одиночку"».
Персонажи не говорят по-английски; Дек говорит на языке Яуджа, и Шустер-Коалоаматанги учил его. Тиа, как синтетик, понимает его сразу: «В сценах по ходу фильма ты видишь, как их связь укрепляется. Они могут делиться мыслями. Он такой: "Ты мне вообще не нравишься", а Тиа: "Нет, мы справимся, мы справимся". Она — оптимистичный голос в его голове, который ему нужен. Его культура это "убей, убей, убей", а она показывает: "не всё нужно убивать. Жизнь красивее, она имеет больше смысла, если расслабиться"».
Грим Дека занимал 45 минут, руки надевают отдельно, потом ноги, всё застегивается, и прямо в кадр. Много слоёв. Под всем есть подкладки, чтобы впитывать пот. Снятие — быстрее. В конце дня всё слетает минут за десять.
«Хищник: Планета смерти» порадует старых фанатов и привлечёт новых

Мультфильм «Хищник: Убийца убийц» показал культуру Яуджа Прайм, но не ждите чего то большего в «Планете смерти». Трактенберг сказал:
Главное для этого фильма, это не попасть в ловушку сиквелов, когда создатели больше увлечены лором, чем историей. История интереснее лора, и часто сиквелы слишком увлекаются миром, который строят, думая, что зрители хотят знать, как работает сенат этого мира или налоговые льготы. Так что тут лишь намёк на культуру, но фокус — на персонаже и истории Дека.
«Планета смерти» это скорее отдельная история, что было темой дня. Фильм может привлечь новичков. Трактенберг хотел сделать «Хищника», который понравится даже его маме, но останется в рамках франшизы:
У меня всплыло воспоминание из детства, как я с восторгом хотел показать маме «Терминатора 2». Я понял, что первый «Терминатор» ей показывать не стоит, а второй да. Он такой тематически про родителей и детей, и крутой. Так я заставил маму смотреть крутой экшен, потому что там есть другой движок, история в центре. В «Добыче» полно обезглавливаний... Я воодушевился, что можно делать такие фильмы с теплом в центре, но всё ещё яростные, с экшеном и всем, что ожидаешь от «Хищника», но при этом красивые. Уровень жестокости тут другой. Это против существ, которых Хищник раньше не делал, разве что в комиксах и играх. Мы никогда не видели, как Хищник охотится на чужой планете. И не видели, как он охотится на нелюдей на чужой планете.
Розенблатт упомянул, что в фильме нет людей, синтетики с белой кровью, Хищники с зелёной, и это ставит вопрос о рейтинге, ведь проблемы обычно с красной кровью.
Приведёт ли «Хищник: Планета смерти» к новому «Чужой против Хищника»?

Главное открытие трейлера это слияние вселенных «Чужого» и «Хищника». Это сказали в начале визита, и сейчас это волнует больше, чем 10 лет назад. У франшиз были трудные времена, и прошлые фильмы «Чужой против Хищника» разочаровали, но теперь они на подъёме: «Чужой: Ромул», «Чужой: Земля», «Добыча», «Убийца убийц» и, похоже, «Планета смерти». Пора объединять? Розенблатт говорит — возможно, но не факт:
Я скажу, чтобы было проще. Это не фильм "Чужой против Хищника". Ксеноморфа не будет. Говорю на всякий случай, если кто-то волнуется. Надеюсь, когда-нибудь. Но это как бы проба пера. Миры сосуществуют, и мы их сближаем.
Позже Трактенберг объяснил подход к элементам «Чужого» в фильме о Хищнике. Его первый инстинкт не добавлять ничего, что затмит героя-Хищника. Студия хотела человеческого напарника, но он нашёл обходной путь робота, и потом это переросло в более грандиозные идеи.
О чём «Хищник: Планета смерти»?
Дек, маленький Хищник с Яуджа Прайм, отправляется на планету Генна, чтобы убить неубиваемого зверя Калиска и доказать себя клану, объединяясь с синтетиком Тиа, разрезанной пополам.
Почему фильм назвали «Рюкзак» на съёмках?
Тиа, потерявшая ноги, проводит первую половину фильма на спине Дека, что дало кодовое название «Рюкзак».
Это новый фильм «Чужой против Хищника»?
Нет, ксеноморфа не будет, но фильм сближает вселенные «Чужого» и «Хищника», намекая на возможное будущее слияние.