История «Доктора Кто»: 54 года опенингов

05 мая 2017
«...иногда нужно остановиться и просто полюбоваться на творение великого Гранд-Моффа»

Следующий год станет годом огромных изменений для «Доктора Кто». Сериал обзаведётся не только новым актёром, претендующим на главную роль, но и, если верить слухам, ещё и новым спутником. И, конечно же, новым шоуранером, которым должен стать Крис Чибнелл, трудящийся на данный момент над созданием сериала «Убийство на пляже».

Ещё одно серьёзное изменение может коснуться «Доктора» в новом году — поговаривают, что зрителей ждёт новый опенинг. 

Но вместо того, чтобы размышлять о новой гипотетической версии вступления, вспомним пока самые большие изменения, затронувшие одну из знаменитейших телеикон.

Первый Доктор (1963 год):

Великолепное, жуткое и зловещее (ни один музыкальный инструмент при записи не пострадал!) первое вступление стало основой сериала на следующую более, чем половину века. 

В нём не фигурирует Доктор, что, к слову, стало в последующем хорошей возможностью для отсылки к нему в юбилейном эпизоде «День Доктора», посвященному пятидесятилетию сериала. Данную версию опенинга использовали для первых четырёх историй Патрика Торнтона. 

Второй Доктор (1957 год):

Может показаться, что этот вариант был переходным, сочетая в себе черты первого вступления и третьего. Он всё ещё достаточно страшный, и даже присутствие лица Доктора не умаляет этого. 

Эта версия титров с Сэмом Тротоном первый раз появилась в эпизоде «Террор Макра» (в 2017 ей исполняется ровно 50 лет). Здесь зародилась концепция полёта по туннелю времени.

Третий Доктор — первая версия (1970 год):

В цвете! С причудливым логотипом! Да ещё появляется каноничная алмазная форма туннеля!

Но что за странная бумажная штуковина посреди экрана? Серьёзно, это должно было быть очень раздражающим!

Третий Доктор — вторая версия (1973 год):

Весьма необычная музыка, напоминающая приход под ЛСД, заканчивается так, словно Джофф Лав вместе с оркестром записывал бы его для компьютеров BBC. Было похоже, что данная версия носила довольно экспериментальный характер, ведь появлялась она лишь в паре австралийских эпизодов: «Карнавал монстров» и «Граница в космосе».

Но для главной темы это было большой эволюцией — поприветствуйте так называемый «мидл-эйт» (мелодическая вставка посреди вступления), характерный для сериала! К сожалению, большого внимания она так и не получила до того момента, пока Сильвестр МакКой не подключился к созданию шоу. 

Третий Доктор — третья версия (1974 год):

Сезон, ставший последним для Джона Пертуи, подарил миру бриллиантовый логотип, путешествующий по алмазному туннелю. Занимательный факт — это неизвестное для современного зрителя лого в течение долгого времени оставалось знаковым и ассоциировалось с сериалом. Да и последовательность развития сюжетной линии вступления была знакома многим поклонникам творчества Тома Бэйкера. 

Начало этой версии очень похоже на поездку по ночному туннелю под Ла-Маншем, и, что стало более шокирующим, нам приходится лицезреть выброс тела Доктора во временной туннель вместо привычного для зрителя лица. Вот попробуй такое объяснить.

Четвёртый Доктор (1974 год):

Версия, которой мы давно уже были достойны. 

Теперь туннель времени становится мокрым калейдоскопом, а взгляд огромных глаз Терренса Дикса под копной вьющихся волос пронизывает нас с экрана. Большинство людей, не особо внимательно наблюдающих за сериалом, ассоциируют «Доктора Кто» именно с этим опенингом. Более того, это вступление было использовано в коллаборации с благотворительной организацией Comic Relief, в результате которой миру явился «Доктор Кто и Проклятие неизбежной смерти». Зато ТАРДИС обрела до странности большую подсветку (чуть более тёмная её версия использовалась исключительно для первого эпизода «Ковчег в космосе»).

Четвёртый Доктор - вторая версия (1980 год):

Или собственность Питера Дэвидсона. Вот уж действительно культовый (и самый долговечный) заголовок, который оставался неизменным вместе с Томом. Немного затянутый, зато с новым логотипом (который, между прочим, до сих пор не выглядит таким уж устаревшим, как вы могли подумать). Да и лёгкая мелодия несравненно более приятна для слуха. 

А вот на качество изображение хромает. Как будто Тома поймали в кадр в тот неловкий момент, когда он после съёмок решил наведаться в паб. А сама тема Делии Дербишир чем-то смахивает на остроугольные «типично восьмидесятые» темы Питера Хауэлла родом из 1-го эпизода 18 сезона под названием «Вольный улей». 

Пятый Доктор (1982 год):

Если не обращать внимания на тот факт, что голова Питера Дэвидсона словно шпионит за вами в школьных дверях, то тема вышла достойной. Эффекты присутствуют в достаточном количестве. К примеру, Дж. Дж. Абрамса вспышки на экране натолкнули на создание некоторых спецэффектов.

Вот на этом моменте зритель смиряется с идеей того, что версию Делии Дербишир уже не вернуть. А жаль, она была вполне многообещающей.

Шестой Доктор (1984 год): 

Слишком безвкусная, слишком неоновая — словом, полное отражение своей эпохи. А вот лого всё то же, что и два Доктора назад.

Много звёзд, огней, словно креативная группа BBC переела глиттера.

Шестой Доктор — вторая версия (1986 год):

Доминик Глинн перенимает эстафету в организации «Суда над Повелителем времени» и дарит нам интересный спокойно-неспокойный эпилог темы. 

Здесь ещё больше разноцветных огоньков, чем в предыдущей версии, созданной рукой Колина. А «завывания» слегка шокируют неподготовленного зрителя.

Седьмой Доктор (1987 год):

Да, от этой версии так и веет духом Windows 89 (странные куски пластика в конце концов превращаются в лицо Сильвестра МакКой, что было достаточно большим достижением). Но эту короткую вариацию определённо есть за что любить. И не в последнюю очередь за то, что спустя столько лет традиционного туннеля теперь мы можем перемещаться по космосу во всех направлениях.

Мелодичный переход из начала в конец вступительной темы (Питер Капальди до сих пор ждёт её возвращения наравне с марсианскими киберлюдьми). Звуковая дорожка исполнена в тональности ля-минор. А вот на безнадёжно детском лого внимание заострять не будем из лучших побуждений.

«Изменения во времени» (1993 год):

Без комментариев.

Восьмой Доктор (1996 год):

Вступление Джона Делани довольно неуклюже и смутно похоже на классический туннель времени. Но всё равно выглядит как фанатская пародия, у которой нет и права быть ровней «Доктору».

Разворачивающийся логотип Пертуи, пожалуй, слишком метафоричен, но отрицать кинематографический вкус нам тоже не приходится (создаётся ощущение того, что до лого можно дотронуться, а ТАРДИС вот-вот столкнётся прямо со зрителем). Это, конечно же, не могло не стать началом перезагрузки Рассела Т. Дейвиса. Интересный факт — короткая мелодичная вставка в серединке всё ещё остаётся. 

Девятый Доктор (2005 год):

Логотип теперь переквалифицировался в родственника лондонского такси, ожидающего платы за поездку, но в эру МакКоя это всё равно было большим шагом вперёд. 

Визуальные эффекты оставались верны традициям, что стало большим облегчением для преданных фанатов. Уверенность здесь можно заметить невооружённым взглядом, что немаловажно для перезапуска сериала. И хотя россыпь блестящих звёзд и даже порой улыбающееся или подмигивающее лицо Доктора исчезли с экранов, но само имя Кристофера Экклстона в титрах заверяет зрителя в том, что шоу будет не за что стыдиться. 

Десятый Доктор (2007 год): 

Какая прекрасная мелодия! Какое напряжение она создаёт! На пору Дэвида Теннанта пришлось множество изменений, но до Мэтта Смита в этом плане ему всё равно далеко. Нельзя обойти вниманием и исключительную остроту ума Рассела Т. Дейвиса. Одна из самых величайших мыслей, посетивших головы создателей культового сериала, принадлежала ему. Теперь столь знакомый нам звук «дилли-дам» неразрывно связан с главным Повелителем времени — это стук сердца и причина сумасшествия Мастера!

Одиннадцатый Доктор (2010 год):

А здесь у нас первый опенинг, начинающийся не с «вопля», но всем своим видом выражающий наставшие для Доктора тёмные времена — немного хористов, тёмные тучи и сбитая с пути ТАРДИС. Новое лого дерзкое и смелое, а из заглавных букв «D» и «W» кокетливо составляется образ ТАРДИС, что в итоге выглядит довольно здорово. 

Одиннадцатый Доктор (2012 год):

Как приятно наконец-то снова увидеть лицо Доктора, пускай даже и мельком. А вот с замиранием сердца ждать, что двери ТАРДИС распахнуться перед самым вашим носом приходится каждый раз.

Сколько же изменений произошло во времена 11-го Доктора! У ТАРДИС появляется новое звучание в эпизоде «Хороший человек идёт на войну». «Вопль» теперь исчезает на совсем. Что примечательно, все опенинги, бывавшие на экранах вместе с Мэттом Смитом, были очень нагружены деталями. 

Двенадцатый Доктор (с 2014 года по наши дни):

Теперь всё поглотила эстетика стимпанка — множество часов и разных вращающихся механизмов. Самое интересное, что здесь создатели вдохновлялись фанатским видением, а именно собственной (и очень классной, может даже получше оригинальной) версией вступления Билли Хэншоу*.

Туннель времени теперь отходит от устоявшихся визуальных традиций (в конце концов, он ведь и был доселе самым настоящим туннелем) и заканчивается нашим первым впечатлением от шикарных сердитых бровей Двенадцатого Доктора.

Доктор Дженны (2014 год): 

Иногда бывают такие моменты, когда нужно остановиться и просто полюбоваться дерзостью великого Гранд-Моффа.

После очередного сезона «Доктор Кто» резко превращается в «Шоу Клары». Критики также обратили свои взоры и на то, что имя Дженны Коулман появляется сначала в титрах, а потом ещё и заменяет собой докторское лицо. А если учитывать, что появление таких изменений случилось ближе к концу сезона, что это перевоплощение опенинга сериала стало самым нахальным (и самым блестящим) за все его многолетнюю историю. 

Доктор Рок (2015 год):

После вступления-без-вступления, в котором Доктор размышляет над временным парадоксом существования предмета без его создания и предполагает, что за путешественник во времени «создал» Бетховена и откуда у него появились идеи, мы слышим версию темы, исполненную на электрогитаре. А Знали ли вы, что этой электрогитаре довелось побывать не абы в чьих руках, а именно Мэтт Смит сыграл мелодию? Да, это действительно произошло.

«Не спите больше» (2015 год):


И раз, только раз тема «стрельнула» по типу полного её отсутствия. Марк Гейтисс, хорошенько поработавший в этот раз над шоу, даёт аудитории непростую загадку. Никакого редактирования, никакой жутковатой музыки, и совершенно никакого представления главного героя. Зрителю придётся немало потрудиться для того, чтобы понять это вступление. И, что характерно для эпизода, всё вместе это создаёт очень тревожную атмосферу. 

Снежный Доктор (2015 год):

С этого момента Капальди официально получает титул «Супруга Ривер Сонг» в комплекте с вращающимися ёлочными шариками. 

2018 год: ?

Но для для самых отъявленных фанатов «Доктора» мы оставим здесь интервью, в котором Крис Чибнелл выносит свой вердикт «Суду над Повелителем времени» — мол, это сложно, рутинно и вообще ужасное шаблонно. 

И да, это то самое видео, которое неизменно находит свою аудиторию при угрозе внесения изменений в «Доктора». Даже после грандиозной для сериала эры Моффата с его запутанными сюжетами и пусканием дыма в глаза (порой даже буквальным) будет вполне логично, если Чибнелл вдруг надумает отрицать всё, кроме основ и создаст исключительно спартанский дубликат самого первого вступления.

*А теперь маленький бонус, созданный преданным фанатом «Доктора», видеодизайнером и просто творцом Билли Хэншоу:

А что бы хотели увидеть вы?

Новости сериала

Комментарии