Подбробно разбираемся в плюсах и минусах «Большой маленькой лжи» — одного из самых обсуждаемых и награждаемых сериалов 2017 года


Зачастую ожидания далеко отходят от реальности, каждый из нас регулярно обманывается, сталкиваясь с миром, который совсем не похож на наши представления. Иногда такие расхождения разочаровывают, а иногда, напротив, могут оказаться приятным сюрпризом. Казалось бы банальное и предсказуемое зрелище внезапно захватывает все внимание, очаровывает атмосферой и умением рассказать историю, которая знакома всем, но тем не менее может быть увлекательной и заставляющей задуматься.


Именно к таким приятным неожиданностям можно отнести сериал «Большая маленькая ложь». Казалось бы от него не стоит ожидать ничего выдающегося: «На благотворительном балу в школе происходит убийство, однако имя жертвы неизвестно. Сюжет рассказывает о нескольких месяцах, предшествовавших происшествию, и сосредоточен на пяти семьях, чьи дети ходят в один класс. Все эти семьи загадочным образом связаны с убийством…». Синопсис обещает обычную детективную фабулу, пусть и вывернутую в этот раз наизнанку. У нас есть убийство, но вот в этот раз мы не знаем не только имя убийцы, но и имя убитого. Сразу же создается впечатление, что это дешевый трюк, призванный обеспечить интерес зрителя к перипетиям жизни героев: вот, дескать, пусть он мучается догадками, кого же тут убьют.


«Большая маленькая ложь»: рецензия на 1 сезон


Но вот проходят первые двадцать минут сериала и создается впечатление, что теперь перед нами деконструированный вариант уже не уголовного, но политического детектива: мы наблюдаем за противостоянием между двумя матерями, соперничающими за сферы влияния в школе. Словно бы «Карточный домик», где ставки низки как никогда — удастся ли одной из наших героинь саботировать день рождения дочери своей соперницы? Повлияет ли на положение другой героини потеря плюшевого бегемотика, общей игрушки всего класса? «Большой маленькой лжи» здесь удается чрезвычайно трудная задача — сериал балансирует между отстаненно-ироничной дистанцией к этим проблемам и искренней демонстрацией чувств героев.


Однако самое интересное происходит во второй половине просмотра: зритель с большой вероятностью уже догадывается, кто будет убит. Более того, уже можно предположить и кто окажется убийцей. Но именно в этот момент происходит главное чудо — ты понимаешь, что по большому счету тебе уже не важна детективная интрига, она рассасывается сама по себе, как и противостояние родителей, вначале бывшее основой сюжета.



«Большая маленькая ложь» — вовсе не детектив и не деконструированная политическая драма, в основе своей это высказывание о насилии. Причем даже не только о школьном насилии, как нам кажется в самом начале. Сериал пытается показать нам саму природу абьюзинга — здесь нет откровенно положительных и отрицательных героев. Мы постоянно наблюдаем за тем, как герои разбиваются на пары, в которых у одного из партнеров в какой-то момент появляется преимущество (и здесь речь идет конечно не только о супружеских отношениях). Создатели «Большой маленькой лжи» показывают зрителю различные варианты таких отношений — в одном случае мы видим как главенствующее положение постоянно переходит от партнера к партнеру в зависимости от обстоятельств, в таком варианте отношений нет попыток добиться контроля и лидерства, просто кто-то оказывается в более выгодной позиции. Совсем другой вариант — отношения абьюзинга (которых в сериале немало), здесь появляется настоящее насилие, человек идет на агрессию в отношении другого, подавляет его своей физической силой, унижает и принуждает ко взаимодействию. Но (и это один из главных плюсов сериала) мы видим и логику «жертвы»: абьюзер самим актом насилия ставит себя в уязвимую позицию, оказывается виноватым, и позволяет манипулировать собой. Таким образом, насилие в отношениях может использовано не только агрессором, но и жертвой. Каждый получает свою выгоду, это порочный круг, который, при всех, казалось бы, откровенных минусах, выглядит вполне приемлемым способом существования для его участников.



И может быть такие отношения и были бы приемлемы, «странно со стороны, но это ведь дело этих двух людей» — мог бы сказать сторонний наблюдатель, если бы они неизбежно не начинали влиять на всех окружающих. Здесь стоит оговорить специфику названия сериала: к сожалению, в русском языке невозможно использовать слово «ложь» во множественном числе, а в оригинальном названии стоит именно слово «lies». Маленькое, но очень значимое отличие — «ложь» здесь вовсе не онтологическое понятие, вроде «не-истины», а скорее система маленьких недоговорок, компромиссов с самим собой, попыток скрыть насилие, замолчать его, как нечто постыдное и личное.


Но на деле, каждая жертва должна понять, что ее проблема — это всегда нечто большее. Своим молчанием, «маленькой ложью» она обеспечивает появление новых жертв и, потенциально, абьюзеров.


«Маленькая, большая ложь» наполнена двойническими парами персонажей — дети и родители, супруги и друзья. Наблюдая за небольшой группой людей зритель может увидеть, как история одного жестокого человека разрастается, захватывая все новых и новых людей, травмируя и создавая жестокость.



Ну, а если вернуться первоначальной идее о обманчивости этого сериала, то необходимо вспомнить и о его актерском составе: Риз Уизерспун, Николь Кидман и Шейлин Вудли. Каждая из этих актрис может некоторыми своими ролями произвести впечатление небрежной и не очень правдоподобной игры. Тем приятнее обманываться в своих ожиданиях — в «Большой, маленькой лжи» каждая из них не просто идеально подходит своему персонажу, но и отлично играет, делая своих героев достойными объектами для эмпатии зрителя. На самом деле — подбор актеров для сериала трудно назвать иначе как превосходным — невозможно вспомнить ни одного героя, выглядящего нарочито и неестественно. Второстепенные персонажи также запоминаются зрителю, как и главные героини, например образ Лоры Дерн может даже затмить ее роль в новом «Твин Пикс» (где она тоже превосходна).


Казалось бы, и так много славословий одному сериалу, но список еще не закончен, нечестно будет не сказать пары слов и об отличных режиссерских находках: к примеру, большое впечатление производят короткие беззвучные флешбеки, не пытающиеся выглядеть более ярко, чем окружение персонажа, которое как раз может быть шумным и цветастым, подобные вторжения мучительного, но тем не менее, неяркого прошлого выглядят куда более реальными для героев. Конечно, в «Большой маленькой лжи» слишком много нарочитых метафор, иногда они могут казаться предсказуемыми и немного банальными, но наверное дело в том, что целью сериала никогда и не была чистая визуальность. Если вы ищете исключительно оригинальной работы с изображением и образами — стоит поискать немного другое кино.



Наконец, стоит поговорить про отношения сериала и книги, ведь «Большая, маленькая ложь» — это экранизация одноименного романа австралийской писательницы Лианы Мориарти. Конечно, мы не будем тут уходить в претензии из разряда: «У Мадлен были волосы другого цвета». Давайте попробуем взглянуть на то, насколько различаются линии развития героев в целом. На деле, пожалуй, невозможно указать ни на одну сюжетную линию, которая в сериале была бы раскрыта менее подробно — все отличия заключаются в том, что экранизация отказывается от воспроизведения потока мыслей персонажей, позволяя зрителю самому додумать очевидное.


Скорее даже наоборот, можно сказать, что сериал предлагает нам более подробные образы, например, одна из главных героинь — Мадлен — в экранизации производит впечатление куда более живого и приятного персонажа. Многие второстепенные герои также получают куда большее развитие в сериале — к примеру героиня Лоры Дерн или персонаж Адама Скотта.


«Маленькая, большая ложь» — увлекательное и неожиданно глубокое исследование абьюзивных отношений, которое способно произвести впечатление и на самого требовательного зрителя. Однако, если вы хотите детективных интриг, неожиданных развязок, или же оригинальных и новаторских визуальных решений, возможно стоит поискать что-то другое.